понедельник, 4 августа 2014 г.

"Повеселятся школьники в свободные деньки..."

"... Мы - за город, в Сокольники,
На лыжи, на коньки".



55 лет назад своими впечатлениями с советскими людьми охотно делились бывшие музы  руководящего звена нацистской партии и гестапо: 
"Под позолоченным куполом. Впечатления американки от американской выставки в Москве. Марта Додд.
Я иду как рядовая посетительница на американскую национальную выставку в Москве. Иду с естественным волнением. Я люблю свою родину, горжусь ею, ее народом, энергичным и талантливым, ее высокой техникой, ее вкладом в мировую культуру. И не меньше, чем спешащие в Сокольники москвичи, я хочу увидеть на выставке объективную картину жизни Соединенных Штатов.
Уже первый обзор как-то настораживает. На выставке посетителя приглашают поверить, что средний американец живет в беззаботной роскоши. Слов нет, в Америке наших дней более высокий уровень жизни, чем в других странах. Однако американцу – я хорошо это знаю – приходится тяжело расплачиваться за этот уровень. У меня такое чувство, что если бы кто-нибудь из моих сограждан посмотрел на выставку в Москве, он вздохнул бы и сказал: «О, если бы все это в действительности было так легко и безмятежно!»...
... Советские люди всегда объективно и с уважением говорят о высокой и многообразной американской промышленной технике. И вот на выставке, которая носит обязывающее название национальной, научная и техническая мысль Соединенных Штатов почти ничем не представлена. Нет моделей заводов, нет новейших машин, нет ничего, что говорило бы о современных методах и современной организации производства в Соединенных Штатах. Устроители выставки посему-то оставили в стороне такие огромные и важные области, как металлургия, горное дело, машиностроение, энергетика, наконец, земледелие. Я спросила одну советскую посетительницу, молодого инженера, какое впечатление производит на нее выставка.
-Нейлоновое белье, пылесосы, кастрюли. А техники, науки американской что-то не видно.
Ее поддержала группа молодых русских студентов.
-У меня впечатление,- сказал юноша с буйной разметавшейся шевелюрой,- что американцы агатируют нас производить миллиарды карандашей для губ, словно это только и нужно для полного счастья. Но мы делаем и будем делать машины и запускать спутники, хотя это, может быть, кое-кому неприятно. А губных карандашей, хороших чулок и кастрюль у нас будет скоро вдоволь, будьте уверены.
Многие из американского персонала выставки говорили мне, что их поразил большой интерес посетителей к павильону искусств.
-Они заходят в павильон и ведут себя очень деликатно,- сказал мне молодой американский гид.- Очень внимательно все разглядывают. Обмениваются на месте впечатлениями. А затем уходят... смеясь! Это очень смущает всех нас.
И в самом деле, за исключением нескольких хороших реалистических полотен, американское изобразительное искусство представлено нагромождением сюрреалистического, абстракционистского, беспредметного искусства. Я наблюдала, как какой-то посетитель стоял перед огромной картиной, состоящей из грязноватых коричневых пятен на черном фоне.
-Что это такое? – обратился он громко к другим посетителям.- Это ведь оскорбление и искусства и художника. Здесь нет не только вдохновения, но и сколько-нибудь усердного трудаю Это как плевок, поверьте, как плевок в лицо!
Позже я прочла в книге отзывов следующую гневную запись: «Если эта мазня – образец американской культуры, то мне очень жалко американцев»...
... Современное положение, когда все человечество стремится отстоять и закрепить мир, требовало совершенно иного подхода к организации в Москве первой большой американской национальной выставки. Искреннее и честное желание советских людей побольше узнать о реальной Америке, на мой взгляд, осталось неудовлетворенным".
("Огонек", 1959, № 32 (2, август), с. 4-5).

Комментариев нет: