"... Мы - за город, в
Сокольники,
На лыжи, на коньки".
55 лет назад своими впечатлениями с советскими людьми
охотно делились бывшие музы руководящего
звена нацистской партии и гестапо:
"Под позолоченным
куполом. Впечатления американки от американской выставки в Москве. Марта Додд.
Я иду как рядовая
посетительница на американскую национальную выставку в Москве. Иду с
естественным волнением. Я люблю свою родину, горжусь ею, ее народом, энергичным
и талантливым, ее высокой техникой, ее вкладом в мировую культуру. И не меньше,
чем спешащие в Сокольники москвичи, я хочу увидеть на выставке объективную
картину жизни Соединенных Штатов.
Уже первый обзор
как-то настораживает. На выставке посетителя приглашают поверить, что средний
американец живет в беззаботной роскоши. Слов нет, в Америке наших дней более
высокий уровень жизни, чем в других странах. Однако американцу – я хорошо это
знаю – приходится тяжело расплачиваться за этот уровень. У меня такое чувство,
что если бы кто-нибудь из моих сограждан посмотрел на выставку в Москве, он
вздохнул бы и сказал: «О, если бы все это в действительности было так легко и
безмятежно!»...
... Советские люди
всегда объективно и с уважением говорят о высокой и многообразной американской
промышленной технике. И вот на выставке, которая носит обязывающее название
национальной, научная и техническая мысль Соединенных Штатов почти ничем не
представлена. Нет моделей заводов, нет новейших машин, нет ничего, что говорило
бы о современных методах и современной организации производства в Соединенных
Штатах. Устроители выставки посему-то оставили в стороне такие огромные и
важные области, как металлургия, горное дело, машиностроение, энергетика,
наконец, земледелие. Я спросила одну советскую посетительницу, молодого
инженера, какое впечатление производит на нее выставка.
-Нейлоновое белье,
пылесосы, кастрюли. А техники, науки американской что-то не видно.
Ее поддержала группа
молодых русских студентов.
-У меня
впечатление,- сказал юноша с буйной разметавшейся шевелюрой,- что американцы
агатируют нас производить миллиарды карандашей для губ, словно это только и
нужно для полного счастья. Но мы делаем и будем делать машины и запускать
спутники, хотя это, может быть, кое-кому неприятно. А губных карандашей,
хороших чулок и кастрюль у нас будет скоро вдоволь, будьте уверены.
Многие из
американского персонала выставки говорили мне, что их поразил большой интерес
посетителей к павильону искусств.
-Они заходят в павильон
и ведут себя очень деликатно,- сказал мне молодой американский гид.- Очень
внимательно все разглядывают. Обмениваются на месте впечатлениями. А затем
уходят... смеясь! Это очень смущает всех нас.
И в самом деле, за
исключением нескольких хороших реалистических полотен, американское
изобразительное искусство представлено нагромождением сюрреалистического,
абстракционистского, беспредметного
искусства. Я наблюдала, как какой-то посетитель стоял перед огромной картиной,
состоящей из грязноватых коричневых пятен на черном фоне.
-Что это такое? –
обратился он громко к другим посетителям.- Это ведь оскорбление и искусства и
художника. Здесь нет не только вдохновения, но и сколько-нибудь усердного
трудаю Это как плевок, поверьте, как плевок в лицо!
Позже я прочла в
книге отзывов следующую гневную запись: «Если эта мазня – образец американской
культуры, то мне очень жалко американцев»...
... Современное
положение, когда все человечество стремится отстоять и закрепить мир, требовало
совершенно иного подхода к организации в Москве первой большой американской
национальной выставки. Искреннее и честное желание советских людей побольше
узнать о реальной Америке, на мой взгляд, осталось неудовлетворенным".
("Огонек",
1959, № 32 (2, август), с. 4-5).
Комментариев нет:
Отправить комментарий