суббота, 28 сентября 2024 г.

"По Северной дороге проходят поезда..."

"... На стройки всенародные
Мы лес дадим сполна".



 
40 лет назад в СССР было что рассказать и поведать ветеранам стахановского движения:
"К 50-летию стахановского движения
Есть что вспомнить
Недавно в районной газете "Ленинское знамя" я прочитал подборку материалов о развитии стахановского движения в нашем Тотемском районе. Мне тоже хочется поделиться с читателями газеты воспоминаниями о тех трудных послевоенных годах, которые выпали на нашу юность.
В 1946 году шестнадцатилетним подростком я был направлен из колхоза в Чуриловку на лесозаготовки. Уже с первых дней работы мы на практике убедились, что такое стахановское движение, декадники. Трудились с полной отдачей сил. Был у нас и девиз: "Не сделал нормы — из лесу не выходи". Это были не просто громкие слова. Мы понимали, какое большое дело нам. подросткам, доверили партия и правительство. И старались оправдать это доверие.
Ежедневно давали по две нормы. Лесозаготовки вели в ту пору пилами-лучковками. Рабочих рук не хватало, трудились в одиночку. Каждое утро, в ненастную погоду, в мороз и пургу, спешили на работу за восемь километров. Трудно было в короткие декабрьские дни уложиться в световое время. Поэтому на работу выходили в шесть часов утра. Приходилось разжигать костры, чтобы было видно, куда валить деревья. К вечеру снова разжигали костры и. чуть-чуть погревшись, продолжали работу — раскряжевывали и окатывали лес.
В ясные морозные вечера, когда светила луна, работали еще дольше. Возвращались на мастерский участок уже поздно, около девяти часов вечера. замерзшие и усталые. Затем ждали, когда десятник подсчитает кубатуру, передаст сведения мастеру. Кто сделал положенную норму, тот получал хлебную карточку. За первый месяц нужно было сделать 40 норм, в последующий—60, затем—80. И так до 120 трудонорм. Это и было стахановское движение.
Очень запомнился мне октябрьский день 1946 года, когда на нашем мастерском участке проходило собрание по подведению итогов работы за месяц. Директор леспромхоза А. М. Мезенев поздравил меня с досрочным выполнением 40 норм выработки и призвал всех собравшихся последовать моему примеру. Наверное, никогда я не испытывал такой большой радости и гордости. такого вдохновения. Были в моей жизни и другие победы, но эта, первая, по-своему дорога и значительна.
Трудное было время, но счастливое. Самой удобной обувью считались лапти. Не хватало многого. Но трудовую дисциплину соблюдали. Если кто опаздывал на 15 минут, получал четыре месяца принудительных работ. Старались на рабочее место прибыть раньше положенного времени. Понимали. что трудно не только нам, трудно всей стране.
В 1948 году меня опять отправили из колхоза в Чуриловский лесопункт, теперь уже на вывозку леса по ледяной дороге на санях. Возили на колхозных лошадях. Доставляли лес с четырнадцатого километра на берег реки Печеньги. И хотя зимний день короток, успевали сделать два рейса. Работали, не считаясь со временем, без выходных дней. Норму перекрывали в два раза. Большое значение придавалось социалистическому соревнованию.
В 1951 году в Чуриловский лесопункт поступила новая техника. более усовершенствованная: трелевочные лебедки, электростанция. пилы "Вакоп". Я в то время был вальщиком-бригадиром. В течение пяти лет работал с пилой "Вакоп". Освоили бригадный метод. Норму со своим сменщиком перевыполняли в два раза. За смену обеспечивали круглосуточную трелевку леса и работой— 14 сучкорубов. Трелевали хлысты при свете тракторных фар. С этого времени прошли десятилетия. Многое изменилось в нашей жизни. На смену нам пришло новое поколение. Ручной труд заменил механизированный. Но нам, ветеранам, есть что вспомнить, есть что рассказать и поведать. Пусть и другие участники стахановского движения поделятся своими воспоминаниями с читателями районной газеты.
И. Климов,
ветеран труда, член КПСС.
г. Тотьма".
("Ленинское знамя", Тотьма, 1984, № 117 (29 сентября), с. 2).

Комментариев нет: