среда, 24 января 2024 г.

"Завещаю в той жизни вам счастливыми быть…"

"… И родимой отчизне
С честью дальше служить".


 
75 лет назад хорошо прошлись по безродным космополитам в советской среде сценарист Александр Штейн и режиссер Абрам Роом:
"Кино
Патриотический фильм
Новый художественный фильм производства киностудии "Мосфильм". Сценарий Александра Штейна, режиссер-постановщик А. Роом, режиссер Т. Лукашевич, оператор А. Гальперин, художники М. Богданов, П. Киселев, композитор Л. Шварц.
На экране— Москва наших дней, массивы новых зданий, древний Кремль, кипучее многолюдие улиц. Москва — знаменосец новой советской эпохи, центр нового социалистического мира, передовой науки, культуры и искусства.
Здесь живут и трудятся герои фильма "Суд чести" — наши современники, люди
науки, заслуженные ее мастера и рядовые научные работники, молодежь. Народ, правительство, партия создали все условия для их творчества, предоставили им институты, лаборатории, кабинеты, оборудованные по последнему слову техники.
Полон уверенности, увлеченности, патриотического достоинства труд советских ученых, ведущий к новым научным высотам, новым открытиям.
Профессор биохимии Добротворский добился замечательного успеха. Вместе со своим коллегой профессором Лосевым он получил обезболивающий препарат. Мировое открытие! Оно волнует, радует, вызывает еще большее желание трудиться.
Но кто не разделит возмущения другого героя фильма, академика Верейского, узнающего из иностранного журнала, что новое открытие советских ученых уже известно американским фирмам, а научный труд наших ученых, еще полностью не завершенный, уже попал в руки дельцов в Нью-Йорке?!
Стало быть, профессор Лосев, находясь в научной командировке в Америке, пренебрег интересами родной страны и первородством советской науки...
— Я спрашиваю: достойно ли это советского ученого? — обращается к Лосеву академик Верейский на заседании президиума Академии медицинских наук.
Лосев не отвечает на прямой вопрос. Движимый корыстью и расчетом, он твердит о науке, которая "не знает границ", которая якобы принадлежит всему миру, всему человечеству... Где он нашел единый мир, единое человечество? Старая формула буржуазных космополитов служит лишь ширмой для Лосева, продающегося американским торговым фирмам. В его глазах "человечество" представляет американская фирма, гонящаяся за патентами и готовая прикарманить любое открытие.
Но коллега Лосева профессор Добротворский не склонен разделять возмущение своего друга академика Верейского. "Если сказано новое слово в науке, неважно, на каком языке сказано оно, важно, что оно сказано",— обывательски полагает этот ученый.
Так завязывается идейный конфликт фильма. Из сферы "чистой науки" он входит в жизнь, становится злободневным вопросом о патриотизме, чести, морали советского ученого-гражданина.
Художественный фильм "Суд чести" — боевое, значительное произведение советского киноискусства. С большой страстью выражены в нем высокие идеи советского патриотизма, остро и правдиво разоблачена реакционность буржуазной науки. Фильм взволнованно и горячо рассказывает о борьбе советских ученых за честь и первенство советской науки, за достоинство советского ученого. Ярко и убедительно показывает он, что быть настоящим советским гражданином нельзя, не освободившись от низкопоклонства и раболепия перед Западом, перед буржуазной культурой. Жалкое угодничество перед заграницей оскорбительно для нашей отечественной науки, давшей миру столько славных имен. Великие наши ученые Ломоносов и Лобачевский, Сеченов и Менделеев, Пирогов и Павлов хранили, как священное знамя, первородство русской пауки. Тем более важна эта традиция теперь. За границей, и особенно в Америке, любое научное открытие тотчас попадает в руки капиталистических фирм, становится орудием преступного шантажа, используется в кровавых целях подготовки новой войны. Низкопоклонство перед заграницей является не только изменой благородным традициям отечественной науки, по изменой интересам трудового человечества, изменой подлинно гуманистическим целям науки.
Против низкопоклонства, против безродных космополитов в советской среде направлена публицистическая страстность фильма "Суд чести". Автор сценария Александр Штейн и режиссер А. Роом сумели убедительно показать, что истинное назначение и настоящая поэзия творческого труда советских ученых неразрывно связаны с делом строительства социалистического общества, с интересами нашего народа. Патриотическое достоинство ученого, истинный гуманизм, подлинная научная честность и человеческое благородство — это и есть то, что мы называем честью советского ученого. Отход от наших большевистских партийных позиций унижает достоинство ученого, делает бесполезным его труд и нередко ведет в лагерь врагов.
"Все человечество взирает на нас, — мы его совесть, его надежда! "— говорит на суде чести ученый-патриот академик Верейский. — "Тот, кто завоевал славу здесь, в Советском Союзе, тот завоевал ее и во всем мире!.. Нам ли, советским ученым, быть "беспачпортными" бродягами в человечестве? Нам ли быть безродными космополитами?"
Фильм раскрывает благородную, социалистическую мораль советских ученых, показывает ответственность ученого за свой труд перед народом, перед страной.
Успехи советского искусства являются прямым результатом направляющего руководства партии. Чем активнее, чем смелее включается наше искусство в вопросы жизни страны, ее борьбы за новую коммунистическую мораль, за нового человека и чем острее направлено против идеологии отживающего общества, — тем полноценнее оно в идейном и художественном своем достоинстве.
Искусство социалистического реализма считает идейность, страстную, партийную направленность необходимейшим условием художественного произведения. Оно требует при этом, чтобы идейность не оставалась внешним признаком произведения, а пронизывала всю его суть, определяла бы собой все его образы, все связи с действительной жизнью общества, все главные черты в характере и поведении действующих лиц. Только тогда можно говорить о художественных достоинствах произведения, его подлинной реалистической зрелости.
В фильме "Суд чести" образы советских ученых, советских людей находятся в живом единстве с основной идеей фильма, его партийностью, его патриотической направленностью. В этом бесспорное и большое идейно-художественное значение фильма.
Заслуживает быть особенно отмененным творческий успех Бориса Чиркова в роли академика Верейского. Б. Чирков — один из самых популярных киноартистов нашей Советской страны. Миллионы зрителей ценят и любят его игру, у всех в памяти живет созданный им обаятельный образ рабочего-большевика в знаменитой трилогии о Максиме.
В образе академика Верейского Б. Чирков с огромной силой перевоплощения дает облик советского ученого-патриота. Верейский несет в себе основной пафос положительных идей фильма "Суд чести". Он — подлинно советский ученый-патриот, для которого честь нашей науки, интересы нашего народа составляют самое святое, самое важное. Б. Чирков сумел показать в человеческом обаянии Верейского его глубокую патриотичность, партийную принципиальность.
Хорошо справился артист И. Анненков с трудной ролью профессора Добротворского. Добротворский — ученый, которому близки и дороги высокие цели советской науки. Но есть у него чрезмерное любование своим успехом, пустое тщеславие. Это не ученый-борец, а кабинетный человек, плохо ощущающий связь с народом. Драматизм ошибки профессора Добротворского в том и заключается, что мир после минувшей войны кажется ему очищенным от злобствующих сил реакции. Он не отдает себе отчета в том, что люди, размахивающие сейчас атомной бомбой над земным шаром, готовы все использовать в своих грязных целях. Политически слепой, он открывает двери научной лаборатории перед агентами американской разведки, назвавшимися "профессорами".
Пример профессора Добротворского — живое свидетельство того, что научная честность сама по себе не имеет цены, если она не вооружена активным патриотическим сознанием, если она не бдительна к подлости современной империалистической реакции. Суд чести помогает Добротворскому понять всю остроту напряженной борьбы двух миров.
Очень интересен обаятельный и яркий образ Татьяны Александровны Добротворской, рядового советского врача, жены профессора, созданный талантливой актрисой О. Жизневой. Образ этот наглядно показывает, как глубоко проникла новая патриотическая мораль в жизнь советских людей, как умеют наши люди даже в личных отношениях быть политически принципиальными. В тяжелую для профессора Добротворского минуту, когда советская общественность привлекает его к суровой ответственности перед судом чести, Татьяна Александровна вооружает его настоящим гражданским мужеством прямо смотреть на вещи, честно держать ответ перед коллективом ученых, перед страной.
Артист Н. Свободин в роли профессора Лосева с большим мастерством, глубоко раскрывает моральную пустоту этого тонко замаскировавшегося врага советского народа, врага нашей науки и морали, раболепствующего перед иностранщиной.
Чувство глубокого презрения вызывают у зрителя "жрецы науки" — американские разведчики Вуд и Уилби в реалистическом исполнении артистов Г. Черноволенко и А. Цинмана. Жалок американский ученый Картер, полностью закупленный бизнесменами и вынужденный подавлять в себе всякое живое движение души. С. Межинский прекрасно показал этим образом, что такое на деле "свобода науки" в Америке.
С большим одобрением встречает зрительный зал игру артиста В. Любимова в роли заместителя министра Курчатова. Курчатов — чиновник. Внутренняя несостоятельность его долгое время маскируется положением, которое он занимает, пустым административным апломбом. Выразительна мимика актера, остра сатирическая направленность всего созданного им образа.
М. Штраух в роли председателя правительственной комиссии дал выразительный, верный в своих моральных и интеллектуальных чертах тип советского государственного и партийного деятеля. Запоминается колоритная фигура старого русского ученого- патриота академика Писаревского в исполнении артиста В. Владиславского.
Особо стоит сказать о молодых ученых-коммунистах, показанных в фильме. Есть много приятного в игре артистки А. Максимовой в роли Ольги, Е. Самойлова (Николай), В. Макарова (секретарь партбюро). В сценах, где проявляются мужественный патриотизм, высокая мораль молодого поколения, эти образы близки нашей жизни и радуют зрителя.
Картина "Суд чести" в подлинном смысле современна. Это — фильм о морали нашего социалистического общества, о партийности науки и патриотическом достоинстве советских людей. Зритель будет благодарен за этот фильм.
Ник. Жданов".
("Известия", 1949, № 20 (26 января), с. 3)
.

Комментариев нет: