четверг, 11 января 2024 г.

"Качаются вагоны меж сосен и берёз..."

"... Мелькают перегоны,
Несётся паровоз".


75 лет назад тема партийной совести стала главной в творчестве советского драматурга Сурова:
"Театр
"Зеленая улица"
А. Суров пришел в театр от боевой, партийной публицистики. Она насытила его драматургию остротой политической мысли и жизненной достоверностью.
Эстетская критика пыталась обвинить А. Сурова в очерковости и неумении разбираться "в сложном лабиринте сюжетных ходов". Отыскивая подобные "грехи", эта критика игнорировала главное — то, что молодой драматург писал о жизненных, а не выдуманных конфликтах, что он показывал борьбу нового со старым, показывал эту борьбу сильно, смело, рельефно. Так было в первой его пьесе "Далеко от Сталинграда", так было в "Обиде". Этим же качеством отмечена и новая пьеса А. Сурова "Зеленая улица", поставленная на сцене Московского Академического Художественного театра.
Все три пьесы А. Сурова — " Далеко от Сталинграда", "Обида" и "Зеленая улица" — это борьба новаторов с консерваторами, борьба людей за новое отношение к труду. Любимые герои автора — это люди с "неспокойной душой", ведущие борьбу со всем, что мешает нашему движению вперед.
В 1935 году на первом Всесоюзном совещании стахановцев товарищ Сталин, называя ближайшие задачи стахановского движения, говорил о людях, которые упорно цепляются за старое. Они уверяли, что 13— 14 километров коммерческой скорости в час являются пределом, дальше которого невозможно двигаться, не вступая в противоречие с "наукой об эсплоатации".
Партия, опираясь на опыт стахановцев, на опыт энтузиастов-железнодорожников, сломила упорство консерваторов и пересмотрела технические нормы коммерческой скорости. С тех пор утекло много воды. В стране развилось и упрочилось великое стахановское движение. Оно произвело в нашей промышленности и на транспорте целую революцию, являясь образцом творческого отношения в труду, образцом высокой производительности труда, которую может дать только социализм и которая обеспечивает постепенный переход к коммунистическому обществу.
"Зеленая улица" —пьеса о сегодняшнем дне, о сегодняшних людях и их делах.
Мы знакомимся с героями пьесы в тот момент, когда генерал-директор, начальник дороги Кондратьев издает приказ, которым премируется машинист Сибиряков за высокие показатели, достигнутые в маршрутном пробеге паровоза.
Но в тот момент, когда вечное перо редактора дорожной газеты уж о готовило 300 строк торжественной информации, Сибиряков возвратил врученные ему по приказу о премировании часы и молча ушел домой. Ломая установившиеся нормы, Сибиряков стремился ввести скоростные маршруты. Но боящийся новаторства Кондратьев открывал "Зеленую улицу" только ему. Такова завязка пьесы и основной движущий ее конфликт.
Не является ли эта история с "рекордом" Сибирякова пересказом событий давно минувших дней, когда так остра была борьба с предельщиками? Нет, пьеса звучит актуально и современно именно сегодня. Ее идейно-художественное значение в том и состоит, что она остро, с боевым темпераментом вмешивается в самую гущу жизни и старается ответить на одни из важнейших вопросов современности. Основополагающей идеей пьесы является мысль об огромных возможностях наших советских людей, рабочих-стахановцев, инженеров, руководителей и командиров советского железнодорожного транспорта.
Но вместе с темой борьбы с "предельщиками" автор ставит и более широкую тему борьбы советских людей с пережитками прошлого.
Вот Андрей Кондратьев, начальник дороги, в прошлом рабочий, когда-то умевший бороться с предельщиками. Но в какой-то ответственный момент он забыл о своем первородстве, и тогда для него стало непреложным правилом "прежде всего беречь себя, свое благополучие", тогда для него первым человеком сделался "чиновник при транспорте" — Крутилин.
Тема партийной совести, тема нравственного беспокойства, характерная для первых пьес А. Сурова, становится главной, ведущей в "Зеленой улице". Она-то и наполняет пьесу ритмом современности, чувством нового, ненавистью ко всему, что мешает и препятствует нашему движению в завтра.
Пьеса А. Сурова написана на главную тему, на тему нашей борьбы за коммунизм.
Она мобилизует на преодоление трудностей, показывает, что эти трудности не в "об’ективных условиях", а в людях, потерявших перспективу, поддавшихся малодушию, эгоизму, консерватизму. Именно этим, именно остротой и страстностью постановки политической проблемы пьеса А. Сурова и увлекла Московский Академический Художественный театр. МХАТ слишком долго ждал такой пьесы и, найдя ее, начал, может быть, даже с некоторой поспешностью, уже на ходу, дорабатывать отдельные сцены.
Пьеса начинается ремаркой автора о звездах, указующих путь людям. Эта несколько искусственная метафора быстро уступает место той простоте и естественности, которой отличается весь этот спектакль.
Неугомонных подростков хорошо играют А. Покровский, П . Чернов, К. Ростовцева —та мхатовская молодежь, которая все чаще и ответственнее начинает выступать  в современных спектаклях. И автор, и артисты хорошо показали в образах молодых трапспортников присущие советской молодежи пытливость, глубокую убежденность, горячее стремление служить великому делу родины. Машинист Сибиряков и эти только-что вступившие в жизнь мастера —люди нового поколения, выросшего за годы революции, воспитанного в условиях советской действительности.
Роль Сибирякова (В. Макаров) охарактеризована скупо и точно. Вся фигура Сибирякова предельно выразительна и своеобразна. Сибирякову зритель верит с первой реплики и вместе с ним остро переживает все перипетии его судьбы. Зрителю близка борьба Сибирякова. Не личный рекорд, а общий скоростной маршрут —вот что волнует Сибирякова. И достоинство спектакля в том, что он доносит до зрителя это благородное стремление одного из центральных героев пьесы.
Высокой простоты и естественности достигает Н. Боголюбов в роли Кремнева, парторга депо. Пожалуй, ни в ком из других персонажей не выражено с такой силой сознание ответственности за все происходящее, как в Кремневе— Боголюбове. Это сильный п правдивый образ спектакля.
По большим, магистральным дорогам пролегал жизненный путь академика Рубцова. Максим Рубцов почти ничего не говорит о своем прошлом. Но мы безошибочно определяем, что перед нами человек, кровно связавший себя с интересами народа. Как добивается этого Б. Ливанов, трудно рассказать. Надо видеть его широкие, резковатые жесты, хитро прищуренные глаза, обращенные на пестрый наряд сестры, злую усмешку в адрес Крутилина, услышать его голос, звучащий то придирчиво-грубовато в разговоре с профессором Дроздовым, то дружески-фамильярно в беседе с молодежью. Да, это яркий, правдивый портрет передового ученого, в сердце которого горит дерзновение новатора, нетерпимость ко всему мелкому, завистливому и трусливому. Рубцов (Ливанов) —одна из самых ярких, запоминающихся фигур спектакля.
Во всех этих образах мы видим живые прототипы наших современников, правдиво наблюденные автором. Это—то лучшее и цельное, жизненное, типичное, что больше всего удалось драматургу и театру.
Борис Крутилин (М. Прудкии) —негодный и мелкий человек, шлак на путях жизни. Автор и артист зорко подметили его трусость, поступь хищника, его преклонение перед "настоящим Телефункеном", "настоящим" баккара, превознесение им всяческих западных "авторитетов", а на самом деле —воров советских изобретений.
Обладая атрибутами внешней благопристойности, учености и независимости, Крутилины тем более опасны и подлы.
В образе Софьи Романовны (А. Тарасова), в ее склонности к нарядам и внешней суете скрывается трагическая пустота человека, забывшего о своем месте в трудовой жизни, о своем призвании. Эту роль А. Тарасова играет с присущим ей блеском и мастерством.
Хорошо намечен характер Лены Кондратьевой —невесты Сибирякова (И. Гошева). Симпатии зрителя целиком на стороне Софьи Романовны, когда она резко и зло порывает со своим заблуждением, на стороне Лены, когда а она решительно поддерживает Сибирякова.
Можно упрекнуть в данном случае автора лишь в том, что он не развил эти роли, сузил их возможности.
Правильно распределяет светотени С. Блинников в своем Кондратьеве. Стремление к благополучию и спокойствию привело Кондратьева к "омертвению совести". Честный поступок машиниста Сибирякова для него — это прежде всего потрясение всех основ привычной жизни.
С. Блинников психологически верно подчеркивает ложную значительность начальственного самоощущения Кондратьева. И в то же время он оставляет верный психологический мостик к переоценке героем своих поступков. Когда Кондратьев— Блинников говорит о том, что для него важно теперь узнать, в чем он ошибся,— эти слова звучат уже не фразой, а искренним раскаянием. В этот момент в нем как бы заговорила совесть, и этот внутренний разговор с совестью — начало нравственного очищения.
Игра С. Блинникова реалистична и правдива.
В более трудном положении оказался В. Орлов, играющий роль инженера  Дроздова. Мы могли поверить в разочарование старого конструктора в своем проекте, но оказались совершенно неподготовленными к быстрой его перестройке. Неподготовленным оказался и сам исполнитель.
Однако таких немотивированных, внутренне противоречивых мест немного. Спектакль отличает другое — значительность темы, глубина идеи, простота и естественность исполнения. Все внимание режиссуры (М. Кедров) направлено именно в эту сторону. Она стремилась к предельной правде жизни, видя в ней главную цель этого политически острого, злободневного спектакля. Она стремилась ничем не стеснять актеров, не заслонить их игры, правильно полагая, что только в этом случае актеры смогут сказать нечто важное и значительное своим современникам, сидящим в зрительном зале. И это в основном было сказано.
В. Залесский".
("Известия", 1949, № 9 (12 января), с. 3).

Комментариев нет: