понедельник, 17 октября 2022 г.

"В городском саду играет духовой оркестр..."

"... На скамейке, где сидишь ты,
Нет свободных мест".


75 лет назад советские зрители, покидая театр, уносили в себе желание работать на благо народа:
"Театр
"В одном городе"
Особенность советского государственного работника состоит в том, что он одновременно является и народным руководителем, и народным слугою. Руководителем он является потому, что народ вручил ему власть, право распоряжаться; слугою — потому, что и эту власть, и свой ум, и всю свою силу он обязан отдать на благо народа.
В одном городе председателем исполкома городского Совета работал Степан Петрович Ратников. Он вырос в этом городе. Когда-то был здесь "мальчиком на побегушках". Потом народ доверил ему власть. Но Ратников забыл основное требование, пред'являемое в советскому работнику. Ему показалось, что раз он наделен столь высокой властью, то может распоряжаться абсолютно бесконтрольно, действовать единовластно, тем более, что некоторые из его недобросовестных помощников поощряли подобное заблуждение, извлекая отсюда личную выгоду.
Особенно ярко проявилось заблуждение Ратникова в вопросе о строительстве города. Вместо проекта постройки заводского поселка, представленного архитектором Горбачевым и отвечавшего интересам населения, Ратников предложил свой проект. Он стремился оставить по себе монументальную память. Построить обязательно дома-гиганты, чтобы " удивить приезжих иностранцев". Осуществление ого проекта потребовало бы и средств, и времени гораздо больше, чем осуществление проекта архитектора Горбачева. В данном случае архитектором прежде всего руководила мысль о том, чтобы поскорее улучшить жизненные условия наших советских людей. Да и по соображениям профессионального характера было бессмысленно в степной полосе возводить город, абсолютно лишенный зелени и состоящий из одного железа и камня.
Однако Ратников решил про себя, что раз он является "хозяином" города, то лучше других знает, что делать. "Мы доже кое в чем разбираемся, —самодовольно говорит он. —Следим за архитектурной мыслью и, будьте покойны, ренессанс отличим от ампира..."
Вокруг проектов разгорается борьба. Против Ратникова выступают архитектор Горбачев и заместитель Ратникова, недавно выдвинутый на работу в Совете инженер Сергей Романович Бурмин.
Впрочем, спор идет не об одних архитектурных проектах. Спор идет о стиле работы. Ратникову дают понять, что сталь его руководства является порочным.
Но "хозяин города" в слепоте своей опирается на беспринципного обманщика Сорокина, который, занимая должность начальника жилищного отдела, заботится главным образом о том, чтобы были трескучие рапорты и отчеты, а не об удовлетворении нужд населения. Сорокин внушает Ратникову, что Бурмин и другие просто сводят с ним личные счеты.
В дело вмешивается городская газета. Журналистка Клавдия Бурмина, дочь заместителя председателя горисполкома, выступает в печати с критикой порочного стиля работы Ратникова. Это еще более укрепляет Ратникова в неправильном мнении о личной подоплеке спора.
Партийная организация в лице секретаря горкома Петрова указывает Ратникову на его ошибки. Ратников выступает с отчетом на сессии городского Совета. Депутаты резко критикуют его работу и принимают решение снять Ратникова с высокого общественного поста, потому что он не оправдал доверия избирателей.
Эти события изобразил в своей пьесе "В одном городе" Анатолий Софронов.
Пьесу поставил  Государственный Драматический театр имели Моссовета, руководимый Ю. А. Завадским.
Правдивая сама по себе ситуация еще более убедительно и глубоко раскрылась в спектакле. Ведь, кажется, нет ничего драматичного в истории Ратникова. Но и постановщик Ю. Шмыткин, и исполнители ролей создали очень интересный и очень нужный спектакль, волнующий зрителя.
Как только поднялся занавес и зрители вступили в круг интересов действующих лиц, они уже до самого конца захвачены этими интересами и с вниманием следят за развитием конфликта между Ратниковым и передовыми людьми городской общественности.
Надо отдать должное мастерству заслуженного артиста РСФСР П. Герага, который исполняет роль Ратникова. Мимика, жесты, интонации раскрывают нам образ зазнавшегося человека, возомнившего себя "хозяином" города. Следя за  драмой Ратникова, понимаешь, что он дошел до конфликта с самой жизнью. Ратников-Герага вызывает у зрителя не просто антипатию, а вполне законную обиду, — почему этот, в сущности, неплохой человек так заблуждается!
Начальник жилищного отдела Сорокин, даже внешне неприятный человек, до конца разоблачен Н. Чиндориным, и в этом большая удача артиста.
Ратникову в жизни, а стало быть, и в пьесе, и в спектакле, противостоят передовые, скромные советские люди. Среди лих первое место безусловно принадлежит секретарю горкома Ивану Васильевичу Петрову. В спектакле эту роль играет лауреат Сталинской премии народный артист РСФСР II. Мордвинов. Он с присущим ему мастерством ведет действие очень живо и непосредственно. Но, к сожалению, почта все положительные типы в пьесе даны суховато.
На долю артистки Л. Шапошниковой выпала довольно трудная задача изобразить на сцене Клавдию Бурмину. Сложные и глубокие переживания происходят в душе молодой журналистки. Личные чувства сталкиваются с чувством долга перед народом. Клавдия —коммунистка. Она предана высокому долгу, хотя, так это может показаться зрителю, личное счастье ее жизни находится под угрозой. Но в том-то и заключается особенность нашего советского строя, что личное неотделимо в нем от общественного, и твердость Клавдии только укрепляет любовь между нею и Павлом Ратниковым.
Артистка Л. Шапошникова хорошо раскрыла мир душевных переживаний Клавдии Бурминой.
Суховатым и приглаженным выглядит Павел Ратников в исполнении А. Горбатова. Зато маленькая, эпизодическая роль матери Бурмина —Татьяны Ивановны тепло и ярко сыграна заслуженной артисткой РСФСР Карелиной-Раич.
Нашим театрам справедливо пред'являлись упреки в том, что они мало внимания уделяют современной тематике. Постановка пьесы А. Софронова "В одном городе", осуществленная театром имени Моссовета, вызывает живой интерес потому, что взята самая животрепещущая тема современности: идейное воспитание человека, основой которого является тесная и постоянная связь личности с коллективом.
Когда спектакль заканчивается и зрители покидают театр, они уносят в себе желание работать на благо народа, не отрываться от сегодняшней жизни, как оторвался Ратников. Но и о Ратникове они думают: у нас человек не может пропасть. Он поймет свои ошибки и еще будет полезен народу.
В. Полторацкий".
("Известия", 1947, № 246 (18 октября), с. 3).

Комментариев нет: