пятница, 30 марта 2018 г.

"Война для нас единое призванье..."

"…Нам в руки судьбы Родины даны. 
Вложи всю силу, все свое дерзанье 
В отчаянное ремесло войны".
 


70 лет многое делали люди театра, чтобы донести до зрителя большие идеи:
"Театр
"Призвание"
Спектакль Вологодского областного драмтеатра
Прошло несколько месяцев после победы над Германией. В пехотном училище, около Ташкента, встречаются старые друзья: капитан Журавлев, лейтенант Веткин и его жена Лена... Так начинается пьеса Кузнецова и Штейна "Призвание".
Друзья не виделись четыре года. Их взаимные чувства остались прежними, но положение изменилось, и это определило временный конфликт между ними. "Она инженер, а я кто? " – говорит Веткин Журавлеву, оправдывая свое намерение порвать с Леной, чтобы до новой встречи с ней стать достойным ее. Чувство законное: каждый человек должен стремится стать значительнее, чем он есть. Но в отношении себя Веткин не прав. Он обвиняет себя в том, что воевал всего шесть дней, а после госпиталя остался в тылу. Но он не сам остался, а был направлен в военное училище, где были нужны талантливые педагоги, каким оказался Веткин. Его работа преподавателя военного училища была необходима для победы, и ему нечего стыдиться своего "тылового" стажа. Этой ошибке сопутствовала вторая: он считает, что после разгрома Германии он в армии не нужен и ему необходимо менять специальность.
Инженер Лена, понимая первую ошибку Веткина, разделяет вторую, искренне желая сдать в архив военную специальность его. Иначе думает гвардии капитан Журавлев. Он знает, что в мире "есть еще люди с чековыми книжками в кармане, которым не дает спать наша победа и наша жизнь". Он помогает и Веткину и Лене понять их ошибки и ликвидировать наметившийся между ними конфликт. Веткин остается в военном училище...
Советская Армия – победительница – необходимое условие нашего мирного труда при капиталистическом окружении. Эта мысль проходит через всю пьесу. Быть воином – гордое желание советского гражданина. Стать офицером мечтают курсанты Асилов и Колюшкин, сержант Лычкин, старшина Хватько. Как о деле всей своей жизни говорят о службе в армии капитан Журавлев и майор Завьялов. Но звание офицера не только почетно, но и ответственно. Оно требует больших знаний и высоких моральных качеств. Вот почему все отворачиваются от карьериста и лгуна Нестрадаева.
В пьесе все учатся, все рвутся вперед, будто восходя в гору. Мы ясно видим их будущее: сержанты станут офицерами, офицеры окончат военную академию, инженер Лена и геолог Волчков будут учеными, Марго – скульптором. "Призвание" – пьеса о советском человеке, успешно идущем к коммунизму.
Все это идейное богатство пьесы хорошо и полно раскрыто в спектакле Вологодского областного драмтеатра. Режиссер Истомин-Кастровский правильно акцентирует внимание на теме призвания. На сцене нет равнодушных, довольных вчерашними результатами людей. Люди спешат стать лучшими. Даже Марго, надломленная горем, в конце пьесы находит свое настоящее призвание.
В спектакле много музыки, песен, веселья. Это свойственно идущим вперед, свойственно силе, молодости. Все это верно, реально и хорошо подано. Композитор и художник театра верно поняли мысли режиссера. Декорации, особенно для сцены в горах, как бы символизируют и трудность пути и радость восхождения на вершину. Снеговые горы под звездным небом, постепенно окрашивающиеся восходом. Горит костер. Цветут сады. Бьет трель соловья. Картина зовет к жизни, к борьбе... на вершину. Музыка, сопровождающая спектакль, слита с настроением людей. Особенно хорошо звучит песня о России: "Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех". Россия - страна социализма. Любовь к ней объединяет советских людей на сцене, как и в жизни.
Исполнители многое сделали, чтобы донести до зрителей большие идеи пьесы. Значительные успехи артистов М. И. Дегтевой (Лена), П. М. Паластина – (Колюшкин), П. И. Крамчанинова (Волчков).
Лена–Дегтева неслучайно стала центром спектакля. Ее боль при конфликте с Веткиным заражает, ее молодое счастье захватывает, а монолог о коммунизме звучит так свободно и так естественно для нее, для ее слушателей, что и зритель невольно присоединяется к этому радостному полету в будущее. Дегтева умело передает эти различные состояния Лены, создавая в то же время естественный и точный внешний рисунок. Лена-Дегтева подвижна, легко вдохновляется, целиком отдаваясь минуте восторга. Вместе с тем она умеет быть сдержанной. Она умно молчит, своим молчанием "рассказывая" о своем настроении. Содержателен каждый жест Дегтевой. В этой роли сказалось ее ценное качество: она избегает всяких излишних эффектов и, вместе с тем, пользуется каждой минутой пребывания на сцене, чтобы обогатить образ, раскрыть какую-то частицу его сути.
Также естественен и Колюшкин в исполнении П. М. Паластина. Паластин хорошо передал в сцене репетиции артистичность натуры Колюшкина, способность целиком отдаться настроению. Зрима динамика его роста. Веришь в его радость после удачного поражения им мишени на стрельбище, и в его веру в себя.
Яркий образ создал П. И. Крамчанинов. Его Волчков – добродушный, веселый и внешне спокойный. Но это кажущееся спокойствие. Его целиком захватывает находка вольфрама... Он уже видит шахты около Ташкента. Как весь он отдается минуте гнева против лгуна Нестрадаева! Все это передано сильно и ярко,без комикования, что когда-то было свойственно П. И. Крамчанинову.
Удачным было исполнение ролей Хватько (Н. М. Аксенов),  Нестрадаева (Ю. Н. Посылков), Завьялова (М. И. Володин), Журавлева (В. В. Сафонов). Роль Журавлева очень бедна. Это утешитель – рупор автора, произносящего прописные истины. Если артисту Сафонову удалось сделать этот образ привлекательным, это его удача.
Менее удачными получились в спектакле образы Веткина (арт. В. В. Мартынов) и Марго (З. Н. Агамалова). Веткин – честная, страстная и глубокая натура. Последнее не было показано. В. В. Мартынов очень спешит. Он точно забывает, что слова произносятся затем, чтобы их смысл был воспринят зрителем. Портит впечатление и то, что В. В. Мартынов появился в этом спектакле с теми же приемами, какие он использовал при исполнении роли Родриго в "Отелло". На одном и том же корабле, хочется сказать В. В. Мартынову, нельзя плавать по всем морям и рекам.
З. М. Агамалова также не раскрыла всей глубины и сложности образа Марго. Она ведет роль на крике, делая образ Марго однообразным и поверхностным, обедняя его. Зритель не почувствовал ни глубины ее страдания, ни всей радости ее возвращения к работе по призванию.
Есть в спектакле и другие недочеты. Но при всем этом спектакль смотрится с большим интересом.
С. Черников".
("Красный Север", Вологда, 1948, № 65 (31, март), с. 4).

Комментариев нет: