"... Поймет и оценит
Он лучше всех".
70 лет назад делился
с советскими людьми умными мыслями актер Михаил Геловани:
«Образ вождя
Михаил Геловани
Образ величайшего человека
современности, вождя, с именем которого связаны лучшие мечты и чаяния
прогрессивного человечества, вечно будет волновать мастеров искусства.
Мысль показать товарища
Сталина на экране, в художественном фильме, возникла впервые у талантливого
мастера кино Михаила Чиаурели более десяти лет назад.
Однажды, делясь со мной
замыслами по картине, названной впоследствии «Великое зарево», Чиаурели
неожиданно спросил:
- Хочешь играть роль Иосифа
Виссарионовича?
Внезапное предложение сильно
взволновало меня. Задача показалась мне не по силам. Я представил себе, как
трудно будет играть такого человека, каким является товарищ Сталин.
Мы не скоро вернулись вновь к
этой теме нашего разговора. Но с той поры меня не покидала мысль о том, какое
огромное счастье и какая честь для актёра работать над сценическим образом
Иосифа Виссарионовича.
Уже тогда я начал делать
первые попытки практически решить ту или иную творческую проблему этой роли.
Внутренно я всё более оживился с мыслью о возможности взять на себя почётную
работу. И когда режиссёр повторил своё предложение, я согласился.
Более двух лет упорно искал я
средств для достижения внешнего сходства. Вслушивался в голос товарища Сталина,
записанный на плёнку, изучал по документальным киносъёмкам его походку,
характерные жесты, манеру общения с людьми, впитывал впечатления тех, кто лично
встречался с Иосифом Виссарионовичем. Но главной целью, которую я преследовал в
работе, было передать внутреннее неотразимое обаяние этого великого человека.
Когда, наконец, в 1937 году
мне довелось увидеть результаты своих трудов на экране, я был смущён: так
далеко это было от того, к чему я стремился.
В последующих картинах -
«Ленин в 1918 году», «Человек с ружьём», «Выборгская сторона» и «Оборона
Петрограда» - я всемерно стремился совершенствовать исполнение роли товарища
Сталина.
Великая Отечественная война
многое изменила в моих творческих позициях. Общий план фильма «Клятва» был
задуман ещё до начала войны. Но разве мог я, артист, поставивший себе целью
создать образ великого вождя на экране кино, работать по-старому после
выступления товарища Сталина на Красной площади седьмого ноября 1941 года,
после разгрома немцев под Сталинградом, после навеки оставшихся в памяти дней,
когда на весь мир звучали приказы Верховного Главнокомандующего о наших
победах? Многое в те дни довелось нам увидеть и ещё больше понять и
почувствовать всем сердцем. И когда снова возник вопрос о практической работе
над фильмом-эпопеей, весь творческий коллектив «Клятвы» почувствовал, насколько
теперь стали обширнее наши представления и глубже чувства.
Я никогда лично не встречался
с Иосифом Виссарионовичем, но мне всегда казалось, что он рядом со мной,
смотрит на меня, контролирует мою работу.
Фильм «Клятва» охватывает
более двадцати лет сталинского руководства Советской страной - от его клятвы у
гроба Ленина до победоносного завершения Великой Отечественной войны против
немецкого фашизма.
Мы надеемся, что фильм
«Клятва» многое откроет нашим зарубежным друзьям и многое скажет врагам, с
затаённой злобой следящим за развитием Советской страны. Все, кто хочет знать
правду о советском народе и его вожде, увидят в этом фильме не только наше
прошлое, но и наше будущее».
("Смена", 1946, № 15-16 (август), с. 9).
("Смена", 1946, № 15-16 (август), с. 9).
Комментариев нет:
Отправить комментарий