"…Бросали деньги
в старый чан —
Бездонный
чан-кай-ши.
Но все, что дали
янки —
Орудия и танки,
И банки молока,
Табак,
автомобили, —
В боях
перехватили
Народные войска".
65 лет назад лучшие зарубежные
фильмы того времени легко находили дорогу к советскому кинозрителю:
«Кино
«Стальной солдат»
«Стальной солдат».
Автор сценария – У Чжао-ги, Су Ли, У Инь, режиссер – Чен Инь, оператор – Ван
Чунь-чуань, главный художник – Лу Гань, композитор Чжан Го-чан. Производство
Дунбейской киностудии. 1950 год.
Волнующую страницу в
летописи героической борьбы китайского народа за свое освобождение открывает
перед зрителями художественный фильм Дунбейской киностудии «Стальной солдат».
Сюжетом для картины
послужил один из эпизодов войны Народно-освободительной армии с гоминдановцами.
Гоминдановские
войска, несмотря на объявленное перемирие, вероломно нападают на один из
освобожденных районов Китая. Полк Народно-освободительной армии временно
отходит, демонтировав военный завод и спрятав в горах его оборудование. Взводу
бойцов под командой коммуниста Чжан Чжи-цзяна поручено прикрыть отход полка.
Горсточка отважных патриотов задерживает врага. Окруженные превосходящими
силами гоминдановцев, бойцы Народной армии сражаются до последнего патрона и
погибают в рукопашной схватке.
В плен попадает
раненый командир Чжан, старик-повар Лао Ван и мальчик связист Сяо
Лю. Тюрьма, голод, провокация, пытки, угроза смерти и самая смерть не сломили
мужества патриотов. Они не выдали тайны спрятанного завода.
…Гоминдановский
офицер, перепробовав все способы вырвать у пленников нужные ему сведения,
исступленно кричит:
- Я не могу понять, почему вы, коммунисты,
такие упорные…
То, что непонятно
врагу и изменнику народа – горячая любовь к своей родине, - живет в душе
китайского простого человека и делает его героем. Глубоко волнуют и
запоминаются эпизоды фильма, показывающие мужество и стойкость борцов за
свободу и независимость своей родину – будь то солдат доблестной 8-й Народной
армии, крестьянин или подросток.
Чтобы заставить
заговорить истерзанного , но не сломленного пытками Чжана, к нему приводят его
старую мать и маленького сына. Их грозят убить всех троих, если Чжан не скажет,
где спрятано оборудование.
- Сыночек, - просит
Чжана старая женщина, - не говори им ничего. Умереть с честью не страшно…
Когда Чжану удается
бежать из тюрьмы, его прячут крестьяне, узнавшие, что он из славной 8-й
Народной армии. Гоминдановцы, разыскивая Чжана, хотят сжечь деревню,
расстрелять группу неповинных жителей. Но и под угрозой разорения и смерти
крестьяне молчат, не выдают командира.
Попавший в плен
мальчик-связной выносит пытки, не поддается на провокацию и умирает, как герой,
поражая своим мужеством гоминдановских солдат.
Что поддерживает
этих людей, израненных и беззащитных в зверином логове наемных бандитов? Что
укрепляет в них стойкость и упорство в сопротивлении врагу?
Сознание, что за
ними стоит весь многомиллионный народ Китая, славная коммунистическая партия,
сплотившая его на борьбу за новую, светлую жизнь, народный вождь Мао Цзе-дун,
сознание, что они выполняют высокий и благородный долг, дает им силы презирать
врага, побеждать страх смерти.
Героику недавних
сражений, пафос борьбы и победы запечатлевает киноискусство демократического
Китая. Свежи еще в памяти картины боевых дней. Артистам, занятым в фильме, во
многом приходится играть самих себя, жизнь, поступки и чувства свои и своих
близких. В этом фильме, как и в других, виденных ранее китайских кинокартинах,
нас глубоко трогает и волнует искренняя, простая, проникновенная игра китайских
артистов.
Образ стального
солдата – коммуниста Чжана – объединяет в себе лучшие черты великого народа
Китая. Преданность родине, мужество в борьбе, стойкость перед лицом опасности,
верность в дружбе, скромность в личной жизни – все эти качества вызывают в
советском зрителе чувство восхищения и горячей симпатии к героическим сынам и
дочерям великой страны.
Артист Чжан Пин,
играющий командира Чжана, знаком нам по китайской кинокартине «Искры». И здесь
он дает благородный образ человека, преданного делу великой коммунистической
партии. Строгую игру и скупой жест артист освещает внутренним огнем, глубоким
чувством.
Артист Ду Дэ-фу с
большой теплотой и мягкостью играет повара Лао Вана, который с отеческой
заботой относится к бойцам подразделения. Артист тонко показывает, как
проницательность старика помогает пленникам раскрыть провокацию.
Юный артист Сунь Юй
по-детски непосредственен и задорен в роли связиста Сяо Лю.
Меньше удались
отрицательные персонажи фильма. Они часто схематичны и условны.
Привлекает внимание
музыка композитора Чжан Го-чана. То захватывающая высокой героичностью, то
гневная, то ликующая и победная, она помогает раскрыть и глубже почувствовать
лучшие эпизоды фильма.
Фильм «Стальной солдат» убедительно говорит о
том, что народ Китая победил потому, что был единым и сплоченным в великой
борьбе, потому что народная армия и тыл составляют в Китае неразрывное целое,
потому, что его борьбой руководили великие идеи Ленина-Сталина.
Живой и
вдохновляющий пример для всех угнетенных, борющихся за свою свободу и счастье,
за независимость своей родины – в этом основное значение фильма, который смотрится
с глубоким волнением и неослабевающим интересом.
В. Зорина».
("Советский
Сахалин", 1951, № 156 (5, июль), с. 2).
Комментариев нет:
Отправить комментарий