55 лет назад люди доброй воли чеканили шаг в борьбе
против атомщиков:
«Кино.
Дело – в вас и в ваших детях!
Фильм «Белая кровь» поставлен в Германской
Демократической Республике по пьесе Харальда Хаузера. В нем немного действующих
лиц и не так уж сложен и замысловат сюжет, а смотрится он с первых кадров и до
конца с неослабевающим вниманием. Это заслуга режиссера Готфрида Колдитца и
всего постановочного коллектива, сумевшего в ярких художественных образах, в
индивидуальных судьбах героев отобразить какую-то частицу развернувшейся
сегодня во всем мире борьбы против атомщиков, против фашизма, снова
поднимающего голову в ФРГ.
С первых же кадров зрителя настораживает странный, все
нарастающий звук сирены. На протяжении фильма он повторяется все снова и снова,
как бы напоминая об угрозе, которую может принести человечеству атомная война.
И под этот странный звук с главным героем происходит что-то неладное. Кто же он
и что с ним?
Военный врач Манфред фон дер Лоэ, по приказу
командования, а точнее – по воле своего тестя, одного из некоронованных королей
Западной Германии Парохлитца, отправился в США выполнять засекреченное задание.
В родной Мюнхен он возвращается с неожиданным для всех, в том числе и для
самого себя, повышением в чине, но пораженный странной болезнью, назвать
которую не решаются врачи.С неумолимой точностью и правдивостью фильм воссоздает
обстановку современной Западной Германии, говоря всем людям мира: смотрите, вот
те, кто заносит над вашими головами ядерное оружие.
Крупным планом показан в фильме один из этих одержимых,
мюнхенский банкир Парохлитц. Он человекоподобен, но не более. Все истинно
человеческое в нем пожрала безудержная, не знающая границ, страсть к
обогащению, к власти над себе подобными. Его цель – во что бы то ни стало добиться
для своего банка участия в оснащении американских ракетных площадок, любой
ценой урвать для себя кусок побольше. И если ради этого надо переступить через
труп близкого человека, расстроить счастье дочери, Парохлитц не
останавливается.
В противовес Парохлитцу и его единомышленникам во весь
рост встает перед зрителем гуманист, поборник правды и мира, профессор медицины
Зольтау. Он не коммунист и не выходец из рабочего класса. Он даже пытается
утверждать, что «стоит вне политики». Честный человек, понимающий всю
опасность, которую несет атомная война, Зольтау основал антивоенный союз ученых
и вместе со своими коллегами – сторонниками мира – подписал воззвание против
оснащения бундесвера атомным оружием, открыто выступил против него.
Зольтау – единственный человек, который может сказать
правду о болезни Манфреда. Но профессор находится под особым надзором полиции.
Только настойчивость Элеоноры помогает преодолеть многочисленные препятствия и доставить ее
мужа к Зольтау, Манфред и его жена окончательно поняли, какую огромную
опасность для человечества таит в себе
гонка атомного вооружении.
Уже на смертном одре герой фильма осознает, что выполняя свой долг офицера
вермахта, он был всего лишь безвольной пешкой в руках поджигателей войны,
он понимает, что если не остановить
бесноватых атомщиков, то медленная мучительная гибель будет грозить не только
ему, но и его еще не рожденному ребенку, не только тысячам ныне живущих людей,
но и будущему поколению.Волнующее впечатление оставляют последние кадры фильма.
Горячие предсмертные слова Манфреда, обращенные к участникам пресс-конференции,
проходящей в доме Зольтау, звучат, как
могучий призыв к борьбе за мир: «Дело теперь не во мне. Дело – в вас и в ваших
детях, защищайтесь». Этот призыв полон глубокого политического смысла.
Защищаться - значит бороться с Парохлитцем и
ему подобными, против войны.
Фильм «Белая кровь» — большая творческая удача студи «ДЕФА», он зовет честных
людей всех стран к неустанной борьбе с теми, кто вынашивает планы новой войны.
«Белая кровь» — заметный вклад кинематографистов Германской Демократической Республики во всенародную
борьбу за мир во всем мире.
Фильм убедительно
показывает, какой огромной силой в этом благородном деле является широкая
общественность, с мнением которой, как подчеркивает Н. С. Хрущев, вынуждены
теперь считаться даже самые ярые сторонники ядерного оружия.
М. Козлов, редактор
«Кинопроката».
("Восточно-Сибирская правда", 1960, № 216 (13, сентябрь), с. 3).
Комментариев нет:
Отправить комментарий