понедельник, 14 сентября 2015 г.

"Я вижу над их бесславным закатом свободных народов суд..."

"... Ни доллар, ни ложь, ни разбуженный атом
От кары их не спасут!"
  

55 лет назад люди доброй воли чеканили шаг в борьбе против атомщиков:
«Кино.
Дело – в вас и в ваших детях!
Фильм «Белая кровь» поставлен в Германской Демократической Республике по пьесе Харальда Хаузера. В нем немного действующих лиц и не так уж сложен и замысловат сюжет, а смотрится он с первых кадров и до конца с неослабевающим вниманием. Это заслуга режиссера Готфрида Колдитца и всего постановочного коллектива, сумевшего в ярких художественных образах, в индивидуальных судьбах героев отобразить какую-то частицу развернувшейся сегодня во всем мире борьбы против атомщиков, против фашизма, снова поднимающего голову в ФРГ.
С первых же кадров зрителя настораживает странный, все нарастающий звук сирены. На протяжении фильма он повторяется все снова и снова, как бы напоминая об угрозе, которую может принести человечеству атомная война. И под этот странный звук с главным героем происходит что-то неладное. Кто же он и что с ним?
Военный врач Манфред фон дер Лоэ, по приказу командования, а точнее – по воле своего тестя, одного из некоронованных королей Западной Германии Парохлитца, отправился в США выполнять засекреченное задание. В родной Мюнхен он возвращается с неожиданным для всех, в том числе и для самого себя, повышением в чине, но пораженный странной болезнью, назвать которую не решаются врачи.С неумолимой точностью и правдивостью фильм воссоздает обстановку современной Западной Германии, говоря всем людям мира: смотрите, вот те, кто заносит над вашими головами ядерное оружие.
Крупным планом показан в фильме один из этих одержимых, мюнхенский банкир Парохлитц. Он человекоподобен, но не более. Все истинно человеческое в нем пожрала безудержная, не знающая границ, страсть к обогащению, к власти над себе подобными. Его цель – во что бы то ни стало добиться для своего банка участия в оснащении американских ракетных площадок, любой ценой урвать для себя кусок побольше. И если ради этого надо переступить через труп близкого человека, расстроить счастье дочери, Парохлитц не останавливается.
В противовес Парохлитцу и его единомышленникам во весь рост встает перед зрителем гуманист, поборник правды и мира, профессор медицины Зольтау. Он не коммунист и не выходец из рабочего класса. Он даже пытается утверждать, что «стоит вне политики». Честный человек, понимающий всю опасность, которую несет атомная война, Зольтау основал антивоенный союз ученых и вместе со своими коллегами – сторонниками мира – подписал воззвание против оснащения бундесвера атомным оружием, открыто выступил против него.
Зольтау – единственный человек, который может сказать правду о болезни Манфреда. Но профессор находится под особым надзором полиции. Только настойчивость Элеоноры помогает преодолеть  многочисленные препятствия и доставить ее мужа к Зольтау, Манфред и его жена окончательно поняли, какую огромную опасность для человечества  таит в себе гонка атомного вооружении. Уже на смертном одре герой фильма осознает, что выполняя свой долг офицера вермахта, он был всего лишь безвольной пешкой в руках поджигателей войны, он  понимает, что если не остановить бесноватых атомщиков, то медленная мучительная гибель будет грозить не только ему, но и его еще не рожденному ребенку, не только тысячам ныне живущих людей, но и будущему поколению.Волнующее впечатление оставляют последние кадры фильма. Горячие предсмертные слова Манфреда, обращенные к участникам пресс-конференции, проходящей в доме Зольтау, звучат,  как могучий призыв к борьбе за мир: «Дело теперь не во мне. Дело – в вас и в ваших детях, защищайтесь». Этот призыв полон глубокого политического смысла. Защищаться - значит бороться с Парохлитцем и  ему подобными, против войны.
Фильм «Белая кровь» — большая творческая удача студи «ДЕФА», он зовет честных людей всех стран к неустанной борьбе с теми, кто вынашивает планы новой войны. «Белая кровь» — заметный вклад кинематографистов Германской  Демократической Республики во всенародную борьбу за мир во всем мире.
Фильм убедительно показывает, какой огромной силой в этом благородном деле является широкая общественность, с мнением которой, как подчеркивает Н. С. Хрущев, вынуждены теперь считаться даже самые ярые сторонники ядерного оружия.
М. Козлов, редактор «Кинопроката».
("Восточно-Сибирская правда", 1960, № 216 (13, сентябрь), с. 3).

Комментариев нет: