воскресенье, 6 января 2008 г.

"Я культурно проводил воскресенье..." - 9



Удивительно, как мало снято российских фильмов в жанре научного триллера. Например, точные дисциплины почти не тронуты тем современным кинематографом, который настоян на трепете и наладонном поте сжимающего ручку кресла зрителя. А ведь, пожалуй, редкую общественную науку пестовали такие красавцы, такие джеки-потрошители, как те, что чутко руководили изнутри советской математикой. Вот где саспенс! Вот где море сюжетов! Можно легко залудить целый сериал о том, как сионисты пытаются вторично ослепить академика Понтрягина. Даже эротический триллер про академика Колмогорова, чем чёрт не шутит, вдруг да и удастся пробить. Дело академика Лузина, "егоровщина"... Пока тщетно дожидаются своего режиссёра эти математико-патриотические триллеры про Лубянку и её учёных помощничков, рынок уверенно захватывают заокеанские дилетантские поделки. На одной из них – десятилетней давности культовой ленте Даррена Аронофски "Пи" – мы и остановимся коротко сегодня. Давно наслышан я об этом фильме, а посмотреть удосужился только сейчас. Сюжет "Пи" примерно следующий. 90-е годы ХХ века. Молодой математик Макс Коэн, используя самодельный компьютер "Эвклид", занят поиском кода, которому подчиняется фондовый рынок. При этом он страдает целым букетом психических заболеваний, включая паранойю и социофобию. Происхождение недугов сам Макс объясняет вполне в духе своих диагнозов: дескать, мама в детстве запрещала смотреть на солнце, он однажды посмотрел, ослеп (внимание: Понтрягин!), слепоту вылечили, а вместо неё пришли галлюцинации и приступы. Единственным человеком, с которым Макс поддерживает отношения, можно назвать математика Сола, перенесшего инсульт при попытке проникнуть в смысл константы "пи". По мере приближения к познанию закономерности поведения цен акций, приступы Макса становятся всё чаще, а в спину талантливому учёному, зарясь на его будущее открытие, всё жарче дышат хищные и неразборчивые в средствах капиталистические бандюги (Понтрягин!), а также довольно жёсткие в своём фанатизме нью-йоркские хасиды (Понтрягин!). По ходу сюжета зрителю вкратце и с досадными ошибками рассказывается о "пи", гематрии, числах Фибоначчи и "золотом сечении" Да Винчи. Вся эта сюжетная белиберда завершается в финале благополучным излечением Макса с помошью приставленной к обритой башке электродрели. Правда, помимо бестолкового сюжета – в фильме есть нечто, что намекает на некоторое его родство с настоящим кино. Отлично играет Шон Гуллет. Здорово сделаны те повторяющиеся кадры, где он глотает горстями таблетки. Достойно работает оператор. Не могли не понравиться мне бегущие биржевые котировки, так завораживающие Макса. Но скажем и правду: "Пи" – это малобюджетный коммерческий фильм, а вовсе не авангард, как кому-то было бы приятно думать. Почти хороший коммерческий фильм, но без прорыва в космос. Неплохой фильм, снятый непростым бруклинским пареньком на медные деньги. И вот другой вопрос: если производство такого фильма обошлось всего в 60 тысяч долларов, то в какую же пропасть исчезают 100-миллионные бюджеты, из которых появляется потом нечто, что к кинематографу вообще никакого отношения не имеет? Может быть, секрет прост: чем меньше денег, тем больше пространство для вынужденного творчества? Количество молодых поклонников фильма "Пи" в интернете просто поражает воображение. Конечно, некоторые из них впервые увидели чёрно-белое кино и были поражены выразительностью его средств. Некоторым понравился клиповый монтаж, кому-то пришлась по душе звуковая дорожка. Но есть и такие, кого задела за живое «идея». Сохраняя авторскую орфографию, предоставим слово двум первым попавшимся: "Безупречные творения ненормально-гинеального режиссера Даррена Аронофски заставляют плакать и кричать, мечтать и верить, мучаться и восхищаться - жить по-настоящему, без иллюзий, где больно - есть больно и есть поистине красиво!". «Для меня очень важно,что есть такой режиссер. Внутренняя боль становится святой ...из этих терпких страданиях он создает красоту. И важно эту красоту увидеть...чтобы понять, что вся эта боль не зря». Спасибо, братцы. Боюсь, я тоже всё понЯл.

Комментариев нет: