четверг, 21 августа 2025 г.

"Нынче трудно жить с кусков…"

"… Пропадать по свету:
Ни попов, ни кулаков
Для тебя тут нету".
 

65 лет назад советский кинозритель понемногу начинал скучать, если с первых же кадров понимал, кто убийца парторга:
"Илзе вступает в колхоз
Под ночным небом раскатился одинокий выстрел. Тревожно за ­ шумели деревья, зароптали травы. и на затоптанный проселок рухнула одинокая человеческая фигура. Две руки торопливо прикололи к груди убитого записку: "Каждый, кто будет работать в колхозе, получит пулю в затылок... ". Так было в нашей стране 30 лет назад, когда в деревне свершалась революция. Молодежь знает о тех героических временах из книг, а люди старшего поколения — по собственному опыту. Однако, есть у нас республики, для которых период коллективизации — сравнительно недавнее прошлое. Здесь колхозы начали возникать лишь в первые послевоенные годы. Это Прибалтика — Латвия, Эстония, Литва.
О сложном историческом моменте в жизни латышского крестьянства, о днях, когда происходила ломка веками сложившегося жизненного уклада, рассказывает новый художественный фильм Рижской киностудии "Илзе". Сейчас он демонстрируется на экранах нашего города.
Авторы— сценарист Анна Броделе (сценарий написан по ее же роману "Кровью сердца") и молодой режиссер Роландс Калныньш ставили перед собой задачу: через судьбы, личные переживания героев фильма показать нелегкое рождение колхозного строя в Латвии.
Простая девушка Илзе, дочь бедняка, всем сердцем тянется к новому. Она с радостью становится колхозницей. Впереди столько хорошего: друзья, возможность учиться, построить крепкий дом, работать не только для себя, но и для людей. Пусть быльем порастет прошлое с его вечной нуждой и позорным страхом за жизнь единственного поросенка! Но доверчивая и чуточку наивная Илзе — ее роль исполняет актриса Маргарита Жигунова — в самом начале пути делает роковую ошибку. Ее мужем становится сын кулака Рудолфс Стемпс (артист Эдуардс Павулс). Он хитер, этот Рудолфс! Вступил в колхоз, женился на дочери бедняка, отлично работает, хочет вступить я партию... Только что-то не клеятся дела в колхозе. Погибает от вражеской пули первый колхозный парторг, о новом — мужественной Марте (артистка Л. Фреймане) ходят гнусные сплетни. Занимается пожар на сеновале...
Но Илзе ни в чем не подозревает своего мужа. Она счастлива. На глазах растет в молодой женщине стремление жить для других. Она организует воскресник, устраивает "живую газету", все крепче становится ее дружба с Мартой. И когда приходит к ней страшное горе — врагом, убийцей оказался ее Рудолфс, — становится ясно: колхоз, советский отрой уже успели закалить ее характер и душу. Илзе находит в себе силы разоблачить мужа.
Таково содержание нового фильма. Налицо острая ситуация, позволяющая тонко раскрыть особенности классовой борьбы в Латвии того периода, создать захватывающе интересное, содержательное кинополотно. Но этого, к сожалению, не случилось. Стремясь сохранить все сюжетные линии насыщенного событиями романа "Кровью сердца", авторы фильма решают многие конфликты подчас чисто внешними приемами. Кадры, сцены, действующие лица быстро сменяют друг друга — ни на чем нельзя долго задерживаться, ведь иначе не все "поместится". Вот и получается. что характер Илзе, несмотря на то, что фильм назван ее именем, по существу остался не раскрытым. Перед нами миловидная девушка с блуждающей на губах полуулыбкой. которая ходит, разговаривает, плачет— по заданию режиссера. А внутренняя борьба— главное в этом образе— так и не проявляется. У актрисы просто нет в фильме возможности сыграть, показать зрителям эту борьбу. Она вынуждена лишь "обозначать" ее. Более полно очерчен образ Рудолфса. Талантливый артист Эдуардс Павулс играет человека сильного, по-своему смелого, жестоко ненавидящего все советское. Однако фильм сделан так, что зрителям с первых же кадров становится понятным, что убийца парторга — Рудолфс. Все сразу же догадываются, каким будет финал, и понемногу начинают скучать.
Латвийские кинематографисты, видимо, немало поработали над своим новым фильмом. Он сделан добротно, здесь есть операторские находки (оператор Марис Рудзитис), очень хорошее впечатление оставляет эмоциональная музыка М. Башса. Фильм представляет несомненный исторический интерес, но как драме человеческих отношений, ему все-таки не хватает глубины.
Э. Фонякова".
("Вечерний Новосибирск", 1960, № 199 (22 августа), с. 2).

Комментариев нет: