"…
Предупреждает, что кругом шторма, -
Пускай в портах швартуют пароходы
И запирают накрепко дома".
Пускай в портах швартуют пароходы
И запирают накрепко дома".
"Кино
— Друзья мои!.. Все, что сделано мной, только начало. Но знаю, что дело мое продолжат мои соотечественники...
И мое изобретение, развитое молодыми талантами, будет переносить слово правды через пространства и рассказывать миру о славных деяниях нашего народа, который через все тягчайшие испытания пронес гордость и мужество, пытливость мысли и трудолюбие...
Мы вправе гордиться, что наша наука — наука России всегда почитала первым и священным своим долгом служение народу. Отдадим же все наши силы и знания на благо народное. На славу и счастье нашей Родины!..
Этими замечательными словами Александра Степановича Попова заканчивается новый фильм о гениальном изобретателе радио.
Имя А. С. Попова знает каждый гражданин нашей страны. И нельзя его не знать, потому что детище Попова — радио прочно вошло в быт социалистической державы.
В. И. Ленин назвал радио газетой без бумаги и расстояний для миллионов слушателей, предсказал ему огромное будущее. Нынче советское радио разносит по всему миру голос Сталина, слова немеркнущей большевистской правды, идеи коммунизма. Советские ученые с помощью радио преображают производство и науку, применяют его в металлургии, астрономии, медицине, биологии. Все большее значение приобретают радиолокация, телевидение, радионавигация и т. д.
Новый фильм говорит о приоритете русской науки, рисует благородный облик пламенного патриота и передового ученого Александра Степановича Попова.
С первых сцен в лабораториях Кронштадтских минных классов и до последних кадров фильма развертывается жизнь ученого, полная исканий, напряженного труда, преодоления трудностей, упорства, творческих дерзаний.
Попов заметил маленькую искорку в разряднике и понял, что она таит в себе. "Искорка-то крохотная, но какая в ней великая и плодотворная сила!" — говорит он. Крупные иностранные ученые Герц, Риги, Лодж считали, что электромагнитные волны не могут получить практического применения. Русский ученый Попов не согласился с ними. Он справедливо отметил, что "сила, которую мы еще не умеем использовать, не означает силы бесполезной".
Шаг за шагом проникает Попов в тайны электромагнитных волн. К нему на помощь приходит молодой ученый Петр Николаевич Рыбкин. Они вместе создают первый радиотелеграфный аппарат и с триумфом демонстрируют его на заседании Русского физико-химического общества 7 мая 1895 года.
Корифей русской науки Д. И. Менделеев горячо поздравил Попова и пророчески указал на огромное значение его открытия для будущего России.
Вскоре представился случай проверить изобретение Попова на практике. Броненосец "Генерал-адмирал Апраксин" из-за сильного шторма сел на камни у острова Гогланд. Этот новый корабль, стоивший миллион рублей, не могли бы спасти без экспедиции, располагающей хорошей связью с базой. Здесь-то и пригодился радиотелеграф. На ледоколе "Ермак" отправился Рыбкин, на Котку поехал Попов. В труднейших условиях суровой зимы они устанавливают новую беспроволочную связь. Благодаря ей "Ермак" не только успешно выполняет свою задачу, но и спасает 27 рыбаков, оказавшихся в море на оторванной льдине. Кадры, посвященные этому героическому эпизоду, являются едва ли не самыми драматическими в фильме.
Изобретение Попова прокладывало себе дорогу сквозь косность продажных царских чиновников, раболепствовавших перед заграницей. Английские дельцы пытались купить не только изобретение Попова, но и его самого. Но верный сын Родины отвечал им гневным отказом. Англичане противопоставили Попову гнусного проходимца от науки, итальянца Маркони, укравшего чертеж русского аппарата, и стали выдавать Маркони за творца радио. Эта попытка обокрасть русский народ была беспощадно заклеймена Менделеевым, адмиралом Макаровым, всеми лучшими, прогрессивными людьми России.
Александр Попов был не только великим ученым, но и общественным деятелем. В 1905 году совет Электротехнического института, возглавляемого Поповым, принимает резолюцию, в которой требует свободы собраний, слова, неприкосновенности личности, отмены смертной казни и амнистии политзаключенным. Попов отказывается исключить из института революционно-настроенных студентов.
Пожалуй, трудно было бы найти для исполнения этой роли лучшего актера, нежели Николай Черкасов, который не впервые берется за воплощение на экране образов передовых русских ученых. Профессор Полежаев из "Депутата Балтики" был его выдающейся творческой удачей. Образ Попова является новым несомненным успехом на этом пути. Хорошо играют К. Скоробогатов (Макаров), И. Судаков (Менделеев), Ю. Толубеев (Петрушевский) и другие.
В картине есть и недостатки — вялый темп ряда эпизодов, бледный рисунок роли жены Попова и другие.
Д. Давыдов".
Комментариев нет:
Отправить комментарий