вторник, 26 декабря 2023 г.

"Пусть в Чите и в Вологде, в Омске и в Орле..."

"... В каждом нашем городе и в любом селе
Хорошеют улицы от садов густых.
Юные мичуринцы посадили их!"


75 лет назад профессор Генри Дэйл позволил себе оперировать непроверенными фактами, будто работа в области генетики в СССР подвергалась ограничению:
"Ответ профессору Генри Дэйл
В 1942 году Академия наук СССР избрала своим почетным членом английского физиолога Генри Дэйл, бывшего в то время президентом Английского королевского общества. В Академию наук СССР недавно поступило письмо, в котором Генри Дэйл заявляет о выходе из состава Академии наук СССР, мотивируя это своим несогласием с решениями Академии по вопросам биологии. Задолго до поступления письма проф. Дэйл в президиум Академии наук выдержки этого письма широко были распубликованы в печати Великобритании и США с явно враждебной целью по отношению к Советскому Союзу.
В своем письме Генри Дэйл утверждает, что победа мичуринского направления в советской биологической науке не явилась результатом честного и открытого конфликта научных мнений. Это утверждение находится в очевидном противоречии с фактами и свидетельствует о том, что профессор Генри Дэйл либо забыл, либо сознательно игнорирует некоторые основные факты истории биологической науки.
Конфликт научных мнений, о котором говорит Генри Дэйл, развивается в биологии не одни десяток лет. Еще в начале нашего столетия верный страж дарвинизма русский ученый К. А. Тимирязев страстно защищал дарвиновское учение от Вейсмана, Менделя, Бэтсона. Тимирязев решительно выступил против учения о неизменной зародышевой плазме, о различных метафизических идах и генах.
В Советском Союзе учение Дарвина получило исключительное распространение и дальнейшее глубокое развитие. У нас не возможны "обезьяньи процессы", имевшие место в Америке. Трудами наших исследователей вписаны новые главы в материалистическое учение дарвинизма, и в этой области величайшая заслуга принадлежит И. В. Мичурину.
В свое время Дарвин указывал на то, что им был недостаточно разработан вопрос о влиянии внешней среды на возникновение изменчивости организмов. В трудах Мичурина этот центральный вопрос закономерностей развития органической природы нашел всестороннее освещение. Он показал, как под влиянием условий существования возникают и изменяются признаки организмов и как эти изменения наследственно закрепляются. Никакое злобствование обскурантов не способно опровергнуть открытий Мичурина, ибо они основаны на материалах многочисленных экспериментов, получивших широкое практическое применение.
Творец нашего социалистического государства Ленин в подлинном смысле слова открыл Мичурина, оказал ему всяческую поддержку, предоставил все необходимые условия для развития его работ.
Великий физиолог Павлов пришел к аналогичному выводу о ведущем значении условий существования организмов в их индивидуальном и историческом приспособлении на основании своих всемирно известных физиологических исследований. Выступая на международном конгрессе физиологов в Гронингене еще в 1913 году, Павлов заявил: "Можно принимать, что некоторые из условных вновь образованных рефлексов позднее наследственностью превращаются в безусловные".
Девиз Мичурина: "Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее — наша задача" стал девизом всех передовых советских ученых, отдающих свой труд на благо народа. Учение Мичурина, развитое академиком Лысенко, дает ключ к сознательной переделке природы растений и животных в сторону, нужную человеку. Именно поэтому мичуринское учение находит горячую поддержку со стороны Советского государства и коммунистической партии, которые ставят своей  задачей всемерное развитие благосостояния общества.
Многолетний спор между сторонниками подлинно творческого дарвинизма, поднятого на высшую ступень в трудах Мичурина, и сторонниками учения Менделя — Моргана закончился в нашей стране поражением последних. Это поражение было неизбежным, как неизбежно поражение всех ненаучных учений, становящихся на пути развития науки.
Ненаучная сущность взглядов Менделя— Моргана особенно ясно проявилась в событиях последнего времени. Отнюдь не случайно то, что это учеппе было положено в основу расовой теории Гитлера, явилось теоретической базой всех мерзостей и кровавых кошмаров нацизма. Профессору Дэйл должно быть известно, что в настоящее время это учение используется для оправдания преследования негров в Америке, угнетения колониальных народов, для обоснования американских претензий на установление мирового господства. Все искренние защитники прогресса и демократии должны приветствовать разгром этого учения.
Трудно обвинить профессора Дэйл в незнании некоторых основных фактов истории биологической науки. Остается предположить, что при составлении его письма сказалось влияние сил, не имеющих отношения к науке. Профессор Дэйл позволяет себе оперировать непроверенными фактами, будто работа в области генетики в СССР подверглась ограничению, хотя известно, что эта работа в результате победы мичуринского учения приобрела невиданный размах. Все это свидетельствует о том, что письмо Генри Дэйл не связано с научным спором, а явилось орудием политической кампании клеветы против всей демократии, в том числе и против СССР. Эта кампания вдохновляется врагами подлинной науки и демократии, антидемократическими агрессивными силами Америки и Апглия.
Профессор Дэйл, согласившийся стать покорным орудием антидемократических сил, может вызвать лишь чувство сожаления у всех честных ученых мира.
Президиум Академия наук, обсудив письмо профессора Генри Дэйл, как направленное во вред науке и демократии, вынес решение о лишении его почетного звания члена Академии наук Союза ССР и вносит свое решение на утверждение общего собрания Академии наук СССР.
Президиум Академии Наук СССР".
("Известия", 1948, № 306 (26 декабря), с. 4).

Комментариев нет: