"… Эту песню доверья и дружбы
Мы и в Праге споём, и в Москве".
Мы и в Праге споём, и в Москве".
55 лет назад первые советские прохожие не дали организовать в центре столицы грубую провокационную выходку:
"Неудавшаяся провокация
Ох, как неймется буржуазной пропаганде, оплакивающей крушение черных замыслов чехословацкой контрреволюции и ее западных попечителей! Из собственной кожи она готова вылезти вон, дабы подогреть бродящие еще кое-где страсти, посеять смуту, разбрызгать яд недоверия и клеветы. И все это с явной целью помешать нормализации обстановки в Чехословакии и подорвать процесс оздоровления отношений между чехословацким народом и народами других социалистических стран.
Голос военных передатчиков западногерманского бундесвера она готова выдать за вещание подпольных радиостанций, действующих якобы, где-то в окрестностях Брно или Остравы, а подожженные бесчинствующими юнцами автобусы на улицах Праги выставить в качестве доказательств мнимых "крутых действий" советских танкистов. Чтобы взбодрить свою пропагандистскую истерию, силы империализма и их разведки не только хватаются за каждый мало-мальски подходящий повод, но и сами старательно пытаются их изобретать.
24 сентября приблизительно в 7 часов вечера английское агентство Рейтер и американское агентство Ассошиэйтед Пресс разнесли по свету сенсационную новость: в Москве, на Пушкинской площади арестованы два иностранных туриста, которые пытались разбрасывать антисоветские листовки. Позже эту весть подхватили Би-би-си и другие западные радиостанции, а утром ее уже комментировали всяк на свой манер журналисты из многих буржуазных газет.
Что же случилось на Пушкинской площади? Да, действительно два молодых туриста — англичанин A. Папворт и американка В. Ровер, тайно провезя через советскую границу две тысячи листовок, пытались раздавать отпечатанную в Лондоне продукцию, в которой они призывали протестовать против ввода союзных войск в Чехословакию. Все это правда, за исключением одного: ни тот, ни другая никакие не туристы. Их приезд в Москву преследовал одну цель — организовать в центре столицы грубую провокационную выходку.
Листовки, которые пытались всучить москвичам А. Папворт и B. Ровер, начинались со слов о том, что они, мол, содержат "призыв вам сделанный от имени ваших товарищей в Чехословакии". Кто же позволил, спросит читатель, англичанину и американке брать на себя смелость выступать от имени чехов и словаков? А никто. Это право незваные "гости" присвоили себе сами. Точнее, даже не сами они, а некто, оставшийся в этой неприглядной истории в тени. Об этом говорят следующие факты. Как А. Папворт, так и В. Ровер, как они утверждают, случайно узнали о том, что некая "пацифистская" организация —"Лига сопротивления войне" —сформировала группу для поездки в Москву с целью устроить там провокационную демонстрацию. Но вот что странно: когда дело дошло до вылета в Советский Союз, из всей этой группы остались лишь два уже знакомых нам лица, то есть те, кто, по крайней мере по их словам, услышал о поездке случайно. Не правда ли, интересный поворот?
Так вот, на этот раз в роли консультанта выступал уже не Реддевей, а Бротон. В. Ровер сказала, что их группа была связана с "Бротоном и другими джентльменами, имена которых она не помнит". Что же касается А. Папворта, так он прямо назвал Бротона своим... другом. Кроме того, как и в июньском варианте, в подготовке "туристской поездки" принимали участие члены организации церковников, которые, по свидетельству той же американки, передали ей опыт провоза нелегальной литературы через границу.
А. Папворт и В. Ровер начали разбрасывать листовки ровно в 6 часов вечера. Как рассказывают очевидцы, чуть вдалеке от них стояли западные корреспонденты с фотоаппаратами наготове, а на другой стороне площади была замечена машина с дипломатическим номером. Не успели "туристов" еще довезти до отделения милиции, как в кабинете дежурного по городу затрещал телефон —в английском консульстве уже били тревогу по поводу судьбы подданного Великобритании.
А еще через некоторое время телетайпы Рейтер и Ассошиэйтед Пресс, надрываясь, разносили по свету "сенсацию"...
И еще одна деталь. Как сообщило агентство Ассошиэйтед Пресс, подобные же вылазки было заранее намечено устроить 24 сентября не только в Москве, но и в Варшаве, Будапеште и Софии. Во всех этих городах был избран один и тот же час, и были предприняты попытки распространить грязные листки одного и того же содержания. Все это, вместе взятое, ясно говорит о том, что грубая провокация иностранных "туристов" является не только и даже не столько делом их рук. Речь идет о заранее спланированном и старательно подготовленном трюке. Нетрудно догадаться, кому и зачем он понадобился. И никого не обманут заверения А. Папворта и В. Ровер в том, что они якобы действовали "из сугубо пацифистских побуждений". Речь сейчас идет о другом. О том, что в своей подрывной деятельности против сил социализма разведки западных стран в последнее время все чаще стараются использовать, и, судя по всему, небезуспешно, именно политически близоруких людей, тех, кто, нередко сам того не ведая, становится пешками на шахматной доске империалистических разведок и буржуазной пропаганды.
Но и такого рода приемы обречены на провал. Сами же западные корреспонденты подтвердили, что провокационная инсценировка двух иностранцев на Пушкинской площади длилась лишь считанные секунды.
В. Лавин.
25 сентября А. Папворт и В. Ровер были выдворены из Советского Союза".
("Известия", 1968, № 226 (25 сентября, московский вечерний выпуск), с. 6).
Комментариев нет:
Отправить комментарий