понедельник, 11 сентября 2023 г.

"Был город в тугие объятья тревожного сна погружен..."

"... Была она в бархатном платье,
Стоял перед ней микрофон".


 
65 лет назад отлично выступил на пресс-конференции в Государственном комитете по культурным связям с зарубежными странами бывший 4-й помощник капитана танкера "Туапсе" Николай Васильевич Зибров, что помогло ему потом получить по приговору Военной коллегии Верховного Суда Союза ССР не 15, а только 12 лет исправительно-трудовых лагерей:
"О провокационной подрывной деятельности американских радиостанций
Пресс-конференция советских и иностранных корреспондентов в Государственном комитете по культурным связям с зарубежными странами
12 сентября в Государственном комитете по культурным связям с зарубежными странами состоялась пресс-конференция советских и иностранных корреспондентов. Заведующий. отделом печати комитета К. Е. Зинченко ознакомил корреспондентов с некоторыми фактами провокационных приемов и методов подрывной антисоветской пропаганды, проводимой американскими  радиостанциями, расположенными на территории стран Североатлантического блока и некоторых других государств.
Госдепартамент США разработал целую "систему" этой пропаганды, основу которой составляют ложь и обман, распространение провокационных слухов и другие приемы.
Так, в полученной из Вашингтона американскими радиостанциями "Свободная Европа" и другими официальной инструкции, озаглавленной "Как составлять пропагандистские радиопередачи", прямо требуется: "...Используйте прием натравливания одного народа на другой, одной группы населения на другую, если возможно, большинство против меньшинства. Это очень важно... Всегда стойте на стороне тех, ...кого вы можете лучше всего использовать для осуществления вашей цели. Если вам некого поддерживать, создайте такого сами".
Особое внимание при этом уделяется подрывной работе, направленной против Советского Союза и других социалистических стран. Главным рупором агрессивных кругов в этой преступной пропаганде является "Голос Америки", имеющий большое количество радиостанции за пределами США. Особенно грязную и провокационную роль в распространении клеветы на СССР и другие
социалистические страны играют американские радиостанции "Свободная Европа" и "Освобождение", находящиеся в Мюнхене и фактически являющиеся филиалами "Голоса Америки". Кроме того, антисоветская пропаганда ведется через радиостанции во Франкфурте-на-Майне, Афинах, Сеуле, на острове Тайвань и в других местах. Пытаясь ввести в заблуждение общественное мнение, ряду радиостанций американцы присвоили громкие наименования: "Кавказ", "Новая Украина", "Наша Россия" и т. д. На оккупированном США японском острове Окинава американцами построена радиостанция, которую для маскировки они назвали "Байкалом". Эта радиостанция, прибегая к неслыханным воровским приемам, выдает себя за радиостанцию, якобы находящуюся то в Хабаровске, то во Владивостоке, и свои провокационные передачи ведет на частотах советских радиостанций.
Затем К. Е. Зинченко привел примеры того, как американские радиостанции в своих передачах пытаются дискредитировать миролюбивую внешнюю политику Советского правительства, возводят гнусную клевету на советских людей, на успехи СССР в развитии промышленности, сельского хозяйства и т. д.
Всем известно, что благодаря мужеству и героизму группы советских воинов был разминирован склад боеприпасов, оставленных в гор. Курске немецко-фашистскими войсками. Рискуя жизнью, отважные советские воины вывезли боеприпасы в безопасное место и по частям взорвали их.
Американская радиостанция "Байкал", вывернув этот факт наизнанку, в передаче от 6 марта этого года сообщила, что найденное в гор. Курске "тайное хранилище боеприпасов" принадлежало якобы не немцам, а какой-то "нелегально существующей на территории СССР боевой организации"?!
Та же радиостанция "Байкал" 3 апреля с. г. возвестила:
"К 1 мая было запланировано ввести в эксплуатацию новую линию московского метро от Ботанического сада до ВСХВ. Однако линия эта в срок сдана не будет, так как  произошел обвал на станции "Ботанический сад".
Все москвичи знают, что движение на участке метро "Ботанический сад"—ВСХВ открылось точно в намеченный срок —1 мая с. г., а сообщение об обвале является очередным вымыслом американских провокаторов.
Американская радиостанция под названием "Наша Россия" в передаче от 25 мая с. г. сообщила, что в г. Калинине в строительном институте работает некий доцент Порепов, хотя в г. Калинине нет строительного института и никакой Порепов в этом городе не проживает, и в за'ключение объявила несуществующего Порепова руководителем фантастической антипартийной группы, действующей в несуществующем институте.
В упоминавшейся ранее инструкции есть и такое указание:
"Используйте пропаганду, чтобы вызвать бессонные ночи, самоубийства, дезертирство, беспорядки, ошибки, колебания, чтобы создать заботы, возбудить подозрения, беспокойство".
Далее К. Е. Зинченко отметил, что американские разведывательные и  пропагандистские органы путем провокаций и угроз пытаются заставить часть т. н. "перемещенных лиц" принять участие в преступной деятельности против их Родины. На Родину, в СССР, возвратился ряд лиц, сказал в заключение т. Зинченко, которые работали на американских радиостанциях и могут сообщить присутствующим, как организуется подрывная радиопропаганда против Советского Союза.
Затем выступили с заявлениями Галина Олейник, Борис Виноградов, Владимир Жуков, Генрих Пелекайс, Ростислав Копейчиков и Николай Зибров.
Б. И. Виноградов рассказал, что, работая на американской радиостанции "Освобождение" сначала диктором, а затем режиссером русской редакции, он был свидетелем того, как по указке госдепартамента США фабрикуются самые грязные фальшивки о Советском Союзе.
На все руководящие должности на радиостанции "Освобождение" поставлены работники госдепартамента.
Шефом радиостанции был представитель госдепартамента США американец мистер Келли. За выпуск всей "продукции" отвечал директор американец Вильямс. Сотрудникам радиостанции известно, что Вильямс работает в разведке госдепартамента, в прошлом работал в американском посольстве в Москве. В должности так называемого шефа безопасности подвизался американец Кристенсен, который организовал слежку за сотрудниками радиостанции. Отделом русской редакции руководил англичанин Франк Виктор, ранее работавший на радиостанции Би-би-си. О нем сотрудники знали, что он работает в английской разведке.
Большая часть клеветнических материалов для передачи в эфир доставлялась радиостанции из США. Часть материалов для передачи по радио готовилась непосредственно на "Освобождении" путем грубого извращения материалов советской прессы, передачи радиостанций СССР, часть вообще выдумывалась в редакциях в отделе новостей. Широко практиковались выступления по радио подставных лиц по заранее написанным текстам от имени в действительности не существующих "перебежчиков" из Советского Союза.
Например, "Освобождением" был организован ряд радиопередач, посвященных воспоминаниям некоего, не существующего в природе "майора Матвеева", офицера Советской Армии, который якобы бежал на Запад.
Этот пасквиль на советскую действительность и Советскую Армию с подстрекательскими призывами к советским военнослужащим изменять Родине был сфабрикован сотрудниками радиостанции белоэмигрантом Роздановым и изменником Родины Оршанским.
Но заранее написанному тексту американцы заставили выступить перед микрофоном Бибикова Михаила, который выдавал себя при этом за редактора многотиражки Сталинградского тракторного завода, якобы бежавшего на Запад от "ужасов коммунистического режима".
В заключение Б. И. Виноградов сказал: "Указ об амнистии, опубликованный в сентябре 1955 года, решил все мои сомнения, и вот я у себя на Родине. Работаю в родном Ленинграде артистом в Театре им. Ленсовета. Ко мне хорошо относятся в коллективе. Недавно я получил предложение сниматься в кинофильме и на днях выезжаю на киносъемки".
В своем выступлении Г. В. Олейник отметила, что забота о куске хлеба, безработица, нищенская жизнь в американской зоне оккупации Германии, где она находилась после воины, вынудили ее пойти работать на американскую радиостанцию "Освобождение" в качестве диктора.
Работникам радиостанции было хорошо известно, что из СССР на радиостанцию не поступает никаких писем. Нимало не смущаясь этим обстоятельством, американцы сочиняли "ответы" на выдуманные ими же самими письма из Советского Союза. Эти фальшивки обычно начинались словами: "Отвечаем нашему слушателю "К" из Ленинграда», или "Дорогой "М" из Ростова-на-Дону. Ваше письмо получили". Для передач, озаглавленных "Дела одного колхоза", подбирались заметки из советской печати, в которых справедливо критиковались, например, председатель колхоза или члены правления колхоза. Получив такой материал, сочинители из "Освобождения" быстро стряпают передачу, в которой оплакивают такого председателя колхоза, сообщают, что он уже сослан в Сибирь, что в этом колхозе люди якобы умирают с голоду, что колхозники не выходят на работу и т. д.
Немалой заботой американцев, отвечающих за подготовку радиопередач на "Освобождении", являются поиски лиц, которые бы согласились выступить по радио под видом советских военнослужащих, якобы бежавших на Запад. Особенно набили на этом руку американцы Рональдс, Кричло и некоторые другие.
Я, говорит Г. В. Олейник, лично видела, как один и тот же человек читал подготовленный текст и выступал по радио в одном случае как бежавший из СССР капитан Зайцев, в другом —как подполковник Волков и в третьем —как рядовой Лебедев, якобы покинувшие пределы Советского Союза.
Р. В. Копейчиков рассказал, что, проживая в Западной Германии и перебиваясь случайными заработками чернорабочего на медицинском складе ЮНРРА, хотя и являлся квалифицированным радиомехаником, он остался с семьей в 4 человека безработным. Так продолжалось в течение двух с половиной лет.
Как раз в это время ему была предложена работа на "Освобождении". Он был принят американцем Вильямсом, который предложил ему "подработать", выступив перед микрофоном в роли советского солдата, ушедшего на так называемый "свободный Запад".
От сотрудников радиостанции Александра Кравченко и Олимпиады Косаревой Копейчиков узнал, что они тоже выступали в таких ролях. Первый выступил под видом немца, якобы бежавшего из бывшей республики немцев Поволжья в Западную Германию. Вторая выступила в роли жены советского офицера,  который в дни берлинской провокации, 17 июля 1953 года, будто бы был арестован советскими властями, а она сумела в последний момент избежать ареста и, потеряв ребенка, уйти на "свободный Запад". По словам Косаревой, она всхлипывала и рыдала перед микрофоном и с успехом разыграла роль несчастной женщины, что особенно понравилось американским организаторам этой провокации.
Сотрудников радиостанции, выражавших недовольство такой фальсификацией, американцы удаляли с "Освобождения".
В начале 1956 года, порвав со всеми страхами и сомнениями, которые так усиленно внушали мне американцы, говорит т. Копейчиков, я вернулся, наконец, на Родину и вместе с семьей живу в Грозном, работаю на старом месте по специальности и с отвращением вспоминаю прошлое.
Г. Р. Пелекайс сообщил на пресс-конференции, что, скитаясь в поисках работы по ФРГ, он по рекомендации некоего Кронзаса попал в так называемый "дом дружбы" в гор. Кайзерслаутерне. Такие "дома дружбы" созданы в ряде городов Западной Германии на средства госдепартамента США якобы для оказания временной помощи перемещенным лицам, а в действительности для подбора кандидатов в американские шпионские школы и людей, которых можно использовать во всякого рода провокациях против СССР. Директорами этих "домов" являются американцы, сотрудники госдепартамента и американской разведки, например, в Мюнхене —Вульферт, в Кайзерслаутерне, где я жил,—Руссель и т. д.
Однажды его вызвали в кабинет в Русселю, у которого находился ка кой-то американец в военной форме. На одном из стульев лежал магнитофон.
Руссель заявил Пелекайсу, что они намерены записать на пленку для передачи по радиостанции "Голос Америки" его выступление от имени некоего Трофимова Игоря, якобы бежавшего из советской воинской части в Западную Германию. Руссель тут же сказал, что в действительности никакого Трофимова не существует, но это и неважно, поскольку речь идет о том, чтобы навредить, как он выразился, "Советам". Выступление заканчивалось подстрекательским обращением к советским военнослужащим последовать его примеру.
Г. Р. Пелекайс рассказал также, что, проживая в гор. Мюнхене, он познакомился с неким Куриновым Виктором, который однажды пригласил его пойти вместе в редакцию "Голоса Америки", размещающуюся в здании американского консульства. Здесь ему предложили записать для пробы на магнитофон его голос, заявив, что, возможно, он подойдет для работы в качестве диктора.
Ничего не подозревая, Пелекайс зачитал перед микрофоном переданный ему текст выступления какого-то сержанта Советской Армии, якобы изменившего Родине, в котором возводилась клевета на Советскую Армию и условия жизни в СССР. В тот же вечер эту "пробу" они передали по "Голосу Америки".
Протест Пелекайса в связи с этим ни к чему не привел, но зато факт этот , хотя и не добровольного его участия в провокационных передачах "Голоса Америки" американская разведка попыталась использовать, чтобы привлечь его к шпионской работе против Советского Союза.
После выхода Указа об амнистии в сентябре 1955 года Пелекайс твердо решил вернуться домой к своей матери в гор. Чернигов, где жил до войны. Сейчас он живет в родном Чернигове, работает на фабрике, женился, своей жизнью доволен.
В. С. Жуков, отметив, сколько невзгод и лишений ему пришлось перенести в годы пребывания на чужбине, сказал:
"Я всегда жил мечтой возвратиться на Родину. Когда окружающим меня людям стало известно об этом моем желании, ко мне на квартиру пришел старый русский эмигрант Бойчевский, о котором было известно, что он является агентом американской разведки "Си-Ай-Си" и работал на радиостанции "Освобождение". Он стал отговаривать меня от поездки на Родину, предложил выступить по "Освобождению" с антисоветскими высказываниями и отказом от возвращения в СССР. Он обещал мне за выступление по радио большую сумму денег. Я отказался.
Тогда меня стали преследовать. Без всяких причин дважды меня задерживали на улице и доставляли в немецкую криминальную полицию, где я подвергался допросам и обыскам.
Теперь я на Родине. Я счастлив, что вернулся в Советский Союз и стал хозяином своей судьбы".
Моряк из команды танкера "Туапсе" Зибров И. Б. отметил, что все выступавшие до него говорили о центрах американской подрывной радио-пропаганды, расположенных в Западной Германии. Ему же пришлось столкнуться с американскими радиостанциями на Дальнем Востоке.
Два месяца моряков из команды "Туапсе" систематически и жестоко пытали и избивали в специальной тайбейской тюрьме.
Однажды Бенковичу, Гвоздику, Анфилову и Жукову чанкайшист Джу Ши-сюн заявил, что если они не хотят повторения перенесенных ими пыток, то они должны помочь, как он выразился, "свободному миру" бороться против существующего в СССР политического строя. Американцы, как он сказал, согласятся выпустить их из тюрьмы только в том случае, если каждый из них подготовит выступление по радио о жизни в СССР. При этом Джу Ши-сюн заявил, что для выступления перед микрофоном требуются заявления антисоветского содержания. "Пусть вас не смущает, если таких "фактов" в действительности нет", добавил он.
Несколько раз моряков принуждали переделывать тексты, пока они не были одобрены Лазариусом, офицером американской разведки, одним из организаторов захвата "Туапсе".
Как-то ночью полураздетых моряков с завязанными глазами, под усиленной охраной вывезли за город на радиостанцию, где заставили зачитать перед микрофоном эти фальшивки.
Упомянутым четырем морякам, ни на минуту не оставлявшим мысли о Родине, удалось в конце концов уехать с Тайваня в Бразилию, а оттуда выбраться на Родину.
В конце пресс-конференции выступавшие ответили на вопросы корреспондентов".
("Известия", 1958, № 220 (13 сентября), с. 4)
.

Комментариев нет: