"... Мы в холодных могилах лежим,
Для того ли тягались со шведами
Ветераны Петровых дружин."
Для того ли тягались со шведами
Ветераны Петровых дружин."
"Под фальшивой вывеской
Второй персонаж нашего повествования имеет значительно меньший стаж связей с так называемой "Славянской миссией". Не только потому, что он моложе своего напарника на пять лет — Нильсу Эрику Энгстрему сейчас 26 лет, но и потому, что его функции скромнее, он работал, так сказать, "на подхвате". В отличие от Перссона-Сарельда Энгстрем, судя по всему, не принадлежит к руководящему ядру "Славянской миссии". Энгстрем постоянно живет в городе Фалуне с родителями, работает лаборантом фирмы "Стуракопарберг". Не знаем, с разрешения ли администрации или под какими-то благовидными предлогами, но, начиная с 1974 года, Нильс Эрик Энгстрем продолжительное время манкировал служебными обязанностями, так как совершал неоднократные поездки в СССР и социалистические страны.
Официально поездки Сарельда, Энгстрема и других эмиссаров "Славянской миссии" именовались автотуризмом, что позволяло им без всяких затруднений получать въездные визы. Но в ночь с 5 на 6 июня 1977 года в Бресте Сарельд и Энгстрем были задержаны при выезде из СССР, когда в их автомобиле "Форд-консул-2000", номерной знак HNP-368, таможенная служба обнаружила тайник с антисоветскими сочинениями клеветнического характера. Задержанные шведы получили эту "литературу" от лиц, с которыми они тайно встречались во время тура по СССР. Явки были получены от "Славянской миссии". В основном встречи происходили с "пятидесятниками" и баптистами-раскольниками. Их группы образовались в результате раскола секты, раздоров и склок между ее руководителями не только на религиозной, но и вполне "мирской" почве, включая шкурнические интересы и борьбу за власть в секте. "Славянская миссия" взяла на прицел в первую очередь именно главарей этих групп, так как их легче подкупить за всякие подачки и деньги.
Несколько слов о том, что собой представляет так называемая "Славянская миссия", обосновавшаяся в Швеции. По первоначальным замыслам ее идеологов эта организация должна была заниматься миссионерской работой среди русско-славянской эмиграции за рубежом. Однако ее главари, прикрываясь изданием и распространением библии, с первых дней окопались в стане врагов СССР.
Но давайте вернемся теперь к нашим "героям" — Сарельду и Энгстрему. Когда их задержали в Бресте, оба эмиссара, в соответствии с инструкциями для всех агентов"Славянской миссии", все отрицали и изображали из себя "оскорбленных" действиями таможенников автотуристов. Сарельд, также в соответствии со стокгольмской инструкцией, делал вид, что не знает русский язык, хотя владеет им практически в совершенстве. Отрицали наличие тайника в машине. Таможенники сами его нашли.
"Автотуристы" были задержаны. Их показания, другие имеющиеся в нашем распоряжении документы вполне позволяют представить характер и место "Славянской миссии" среди прочих антисоветских центров.
Как помнит читатель, Бенгт Гуннар Перссон с некоторых пор (уточним: с 1973 года) превратился в Бенгта Гуннара Сарельда. Ларчик открывается просто. Перссон несколько раз ездил в Советский Союз, нелегально ввозя солидные партии формально религиозной, а на самом деле начиненной антисоветизмом литературы. Все это издавалось в Швеции, хотя в выходных данных книг значились советские города — Москва, Ленинград... Вывозил Перссон также нелегальную антисоветскую продукцию, получаемую от некоторых лиц в нашей стране, связанных со "Славянской миссией". В один из приездов Перссон был выдворен из СССР Когда он в 1972 году вновь обратился за советской визой, ему, естественно, отказали. И вот Бенгт Гуннар изменил фамилию и стал Сарельдом. Это позволило ему вводить советские власти в заблуждение, пока он не оказался пойманным с поличным в Бресте.
Сарельд, как уже отмечалось, не рядовой член "Славянской миссии". Он один из организаторов фирмы "Прокламы", которая занимается куплей-продажей так называемой религиозной литературы. Сарельд возглавляет филиал "Прокламы" в Эскильстуне, куда он переехал в 1973 году после изменения своей фамилии. Филиал разместился в особняке из двадцати(!) комнат. Знающие цены на шведскую недвижимость люди считают, что такой особняк приобрести на деньги, выручаемые лишь от продажи книг, невозможно. Здесь попахивает солидными субсидиями весьма влиятельных иностранных организаций. Одну из них называют —ЦРУ США.
Из клиентов "Прокламы" вербуются новые сотрудники для "Славянской миссии". Среди таких "клиентов" оказался и Энгстрем. "Проклама" занята "миссионерской деятельностью" в различных странах, вплоть до Индии.
Другое крупное предприятие "Славянской миссии" —радио "Ибра". Инициатором его создания был Леви Петрус. Сейчас "Ибра" возглавляет Ларе Эрик Янссон. Передачи на Советский Союз ведет Ярл Пейсти.
С подобными ей организациями, как показали "туристы", "Славянская миссия" связана в Голландии (руководитель Андреус), в ФРГ, с "миссией за железным занавесом" в Норвегии, с "центром по изучению религии и коммунизма", руководимым М. Бордо в Англии, с так называемым институтом Мэди в США.
Зарубежные диверсионные центры всеми средствами стремятся сорвать политику разрядки. У каждого центра— своя специальность. "Славянская миссия", как мы уже отмечали, держит в своей орбите определенную категорию лиц в Советском Союзе или странах социалистического содружества, тех, кто не прочь погреть руки на религии. Ингмар Мартинссон и его подручные подыскивают в нашей стране отдельных продавшихся за сребреники руководителей общин, которые по существу предают верующих, обманывают их, лишь бы поживиться. Эти лица —морально опустошенные стяжатели —таким образом превращаются в подручных западных идеологических центров, орудующих против мира и прогресса под прикрытием лживых лозунгов о вере и религии. К ним относятся некий Крючков, Козорезова, Семченко и некоторые другие.
Документы допросов шведских "автотуристов" Сарельда и Энгстрема полностью подтверждают, что "Славянская миссия" —это не что иное, как замаскированный филиал западных спецслужб, направляющий в нашу страну эмиссаров под маской верующих, которые, лицемерно прикрываясь библией, на самом деле ведут антисоветскую подрывную работу, пытаются протащить враждебную нам идеологию, распространять фальшивки, сеять рознь между народами.
Упорные, хотя и тщетные старания прилагала "Славянская миссия" все эти годы, организуя клеветнические публикации в зарубежной печати, в основу которых положены материалы, якобы полученные из Советской страны, а на самом деле вышедшие из-под пера таких антикоммунистов, как перебравшийся во время войны из Эстонии в Швецию Алекс Милитс. Кстати, "Славянская миссия" имеет и собственное антисоветское издание "Свет на Востоке".
Как рассказал Энгстрем, диверсионные центры готовятся уже и к "Олимпиаде-80", рассчитывая, что в период Олимпиады будет ослаблен таможенный контроль и поэтому будет легче провозить антисоветские материалы и распространять их среди участников и гостей.
Эмиссары "Славянской миссии" ввозят для своей агентуры магнитофоны, множительные аппараты, детали плоскопечатных станков, счетные машинки, магнитофонные кассеты, средства для тайнописи, а также барахло, включая мужские и женские носильные вещи. Деньги стараются привозить советские: так, мол, безопаснее. Недавно, например, упомянутый выше "журналист" Алекс Милитс неизвестно где и каким способом, но что самым грязным,—это ясно, заимел 10 тысяч советских рублей и сбыл их за шведские кроны Мартинссону.
Баптист Семченко оборудовал в доме некоего Стрельникова (станция Раменское) студию звукозаписи. "Друг русского народа" из "Ибра" Ярл Пейсти снабдил Семченко двумя магнитофонами "Танберг" и "Ухер", микшерными устройствами, микрофонами, кабелем и т. д. Семченко кое-что перепадало и в рублях. Все это из рук в руки непосредственно от агентов "Славянской миссии". Кстати, никто из них не раскрывает своих подлинных имен даже "клиентам", а имеет клички: "Бенк", "Соне", "Стефан"...
Правила конспирации строго соблюдались во всем: в Москве, Ленинграде, Киеве или каком-либо другом советском городе "автотуристская" машина парковалась обычно в таком месте, где чаще стоят автомобили с иностранными номерными знаками. Затем эмиссары перебирались в такси и совершали поездки по обусловленным в Стокгольме адресам. Подходили к домам по другой стороне улицы, с крайней осторожностью. Оглядывались, дабы удостовериться в том, что за ними никто не наблюдает. Порой встречались с нужными лицами и в метро. Особая инструкция "Славянской миссии" предписывала: одеждой не выделяться из толпы, стараться ничем не походить на иностранцев. Адреса, полученные в Швеции, выучивались наизусть, а бумага, на которой они поначалу были записаны, сжигалась. Существовал шифр для названий социалистических стран, советских городов и обозначения многого другого. Так, баптист проходил под кодом "лодочник", "пятидесятник" —"летчик", пастор — "загонщик", тайник —"ухо" и т. д. Если надо было срочно позвонить в Стокгольм, то для этого существовал постоянный телефон одной престарелой дамы, которая практически никогда не покидает свою квартиру и может передать зашифрованные сообщения "по инстанции". По возвращении все "путешественники" обязаны представлять руководству миссии подробные письменные отчеты, включая такие, например, данные, как слышимость в разных точках СССР радиостанций "Свобода", "Ибра" и т. д. Помимо этого, в докладных указывались новые адреса, по которым можно было установить контакты.
Каждый выезжающий в СССР или другие социалистические страны тщательно инструктировался лично Мартинссоном, Сарельдом или его братом Андерсом Перссоном, работающим, кстати сказать, в министерстве обороны (!) Швеции. Стоит особо подчеркнуть тот факт, что сам Сарельд —выпускник военных курсов переводчиков. Он показал, что в программу учебного курса входил и такой предмет, как допрос "советских военнопленных"... Спрашивается, о какой причастности Сарельда к истинной религии может идти речь, если даже беглое знакомство с биографией этого господина свидетельствует о его прямом отношении к органам разведки?!
И еще о некоторых методах деятельности "Славянской миссии". Каждый ее агент при выезде из Стокгольма снабжается "добрыми советами" из девяти правил конспирации. Дважды в год устраиваются специальные учебные сборы, как правило не в миссии, а на частных квартирах, в лесу.
"Славянская миссия" разбита на три рабочие группы. Сарельд и его брат Андерс Перссон входят во все три.
Первая группа составляет "планы работы" (прежде всего речь идет о поездках в социалистические страны). Маршруты разрабатываются в помещении миссии с участием Мартинссона и уточняются по географическим картам, схемам.
Вторая рабочая группа уточняет детали путешествий, их исполнителей и задания. К примеру, в последней поездке Сарельд и Энгстрем должны были приобрести несколько экземпляров справочника "Улицы Москвы", отметить места, где расположены на трассе Москва — Киев посты ГАИ, и расстояния между ними. Аналогичные и иные задания, как, например, приобретение схем всех городов, которые посещаются, даются и другим "автотуристам". Для каждой пары устанавливается свой маршрут, не похожий на предыдущие, меняются пограничные пункты въездов и выездов из СССР и других социалистических стран. Намечаемые маршруты, а также сами факты выездов держатся в тайне от родных и знакомых.
Третья группа —транспортная. В ее ведении находятся пятнадцать автомашин с оборудованными фабричным способом тайниками. В гараж, где находятся машины, заранее свозится весь антисоветский груз, с которым отправляются в путешествие. Гаражом-складом управляет некто Роланд Ларссон. Машины регистрируются на подставных лиц, от которых "автотуристы" получают доверенности. Так, машина "Форд-консул-2000", на которой путешествовали Сарельд и Энгстрем, была зарегистрирована на имя Ингейерд Линден.
Совершенно ясно, что перед нами тщательно законспирированный и организованный по всем правилам империалистических секретных служб центр идеологических диверсий и шпионажа. Религия здесь ни при чем. Ну какое, скажем, отношение к "чистой" религии имеет компилятивное сочинение на 425 страницах, составленное небезызвестным уголовником и антисоветчиком А. Гинзбургом, обнаруженное при таможенном досмотре в тайнике автомашины Сарельда и внесенное в качестве вещественного доказательства в протокол таможни города Бреста от 6 июня 1977 года?!
А теперь давайте познакомимся с тем, как квалифицировали собственные преступления задержанные —Сарельд и Энгстрем. Они говорили и писали:
"Руководители "Славянской миссии" встали на враждебные позиции по отношению к Советскому Союзу и клевещут о положении верующих в СССР"; "Истинные цели "Славянской миссии" и ее название в настоящее время не соответствуют действительности. Если бы верующие узнали, чем в действительности занимается миссия, то вряд ли бы они давали деньги на ее деятельность"; "Мы не знали жизни СССР, ничего не смотрели и ничем не интересовались. Туризм служил только прикрытием"; "Мы занимались вмешательством во внутренние дела СССР".
*
В интересах добрососедских отношений между Швецией и СССР советские власти пошли навстречу просьбе шведского правительства и ограничились выдворением Сарельда и Энгстрема за пределы СССР.
М. Михайлов,
В. Тошин".
Комментариев нет:
Отправить комментарий