вторник, 8 ноября 2022 г.

"Жизнь меняет всё как в сказке..."

"... Даже собственный портрет,
Только вид сапог солдатских
Не менялся много лет
".


35 лет назад на советском экспорте следы сапог были видны повсюду:
"Репортаж с пристрастием
Сапогами по капоту
Следы сапог были видны повсюду: на капотах, крышах и даже крыльях новых автомобилей, которые только что разгрузили с железнодорожной платформы.  Даже если они, эти сапоги, и не сделали вмятин на крыше, то от них, как правило, оставались царапины. А это значит, что кузов либо целиком, либо частично придется перекрашивать...
— Чьи это следы?—переспрашивает меня Ж. Мегаззини, директор фирмы "Семпа", которая занимается продажей советских автомобилей во Франции.—
Пограничников таможенников... Может быть, железнодорожников — советских, чехословацких, западногерманских, которые таким образом осматривают платформы с автомобилями. Машины на них стоят плотно друг к другу, и они, видимо, считают, что им проще ходить прямо по капотам...
Примерно месяц находятся в пути "Лады", ивы" и "Самары". Вначале их грузят в Тольятти, а затем в Чехословакии перегружают на вагонные площадки западногерманской компании "Шенкер", на которых их доставляют в небольшой эльзасский город Агно, где находится фирма "Семпа". Она является филиалом компании ок", которая занимается продажей наших автомобилей на французском рынке.
— Сапоги оставляют царапины,— продолжает Ж. Мегаззини, — но бывает, что машины приходят к нам и с более лубокими ранами"— по пути воруют электроблоки, различные приборы и детали (раньше у нас это стыдливо называли "разукомплектовкой".—Ю. К .). В целом примерно половина машин к тому моменту, когда они оказываются во Франции, имеет те или иные дефекты,  которые нам приходится устранять. Единственный способ избежать этого — перевозить их в закрытых вагонах, которые вы, насколько мне известно, покупаете в Финляндии.
Каждый год через "Семпу", на которой работает представитель ВАЗа, помогающий в решении технических вопросов, проходит около 25 тысяч советских машин. В ее цехах до отправки в магазин проверяются все узлы автомобиля. Если есть необходимость, их ремонтируют и перекрашивают и в соответствии с требованиями французского рынка устанавливают дополнительные детали. На некоторых машинах меняют фары на более "модные" или, скажем, дооборудуют кузова "Нивы". К двигателю, механической части наших машин, как правило, претензий нет. Главная беда — пластмассовые детали, которые зачастую — брак. Кроме того, дорогой выгорает обивка сидений, а их смена обходится в две тысячи франков (двести инвалютных рублей). Остальные неполадки выясняются во время эксплуатации автомобилей. Но о них немного позже.
"Лады" и "Нивы" часто можно встретить на французских дорогах. В последнее время появились и "Самары", которые неплохо смотрятся среди других "иномарок". Сейчас во Франции —а она крупнейший в западном мире импортер наших машин — около двухсот тысяч советских автомобилей. В настоящее время здесь успешно проходит испытание на соответствие международным нормам безопасности модель "Запорожец" ЗАЗ-1102. Фирма "Пок" также заказала образцы автомобиля АЗЛК-2141 и после проведения комплексных испытаний будет вести переговоры об их поставках во Францию.
—У советских автомобилей в целом неплохая репутация,— отмечает Ж. Мегаззини.—Они прочны, долговечны, неприхотливы. Французов привлекает в них относительная дешевизна и надежность. К сожалению, за исключением ВАЗ-2108-амара" все остальные модели уже старые, да и расход бензина у них высок. О "Самаре" разговор особый. Сначала она хорошо пошла на рынке, и сейчас составляет примерно половину продаваемых во Франции советских машин. Но затем, с августа, ее продажа несколько снизилась. "Мой двоюродный брат  несколько месяцев назад купил "Самару",— рассказывает Ж. Мегаззини,—и с тех пор со мной не разговаривает. В машине все время что-нибудь выходит из строя:  то стартер, то прерыватель. Да и с запасными частями далеко не все в порядке. Как правило, надо ждать три-четыре дня. Вы считаете, что это не долго? Но человеку автомобиль нужен постоянно, каждый день, порой круглосуточно. Зачастую он без него, как без рук. А французы к новому автомобилю относятся чрезвычайно придирчиво, будь то "Лада" или "Роллс-Ройс". Особенно много нареканий по поводу стартеров болгарского производства и югославских  аккумуляторов. Наконец, мы с нетерпением ждем того момента, когда начнет поступать ВАЗ-2109-"Самара" с четырьмя дверцами, а не с двумя, как это было до сих пор.
—У нас хорошие деловые контакты с ВАЗом, но вы все еще слишком долго реагируете на наши просьбы,—говорит мне на прощание Ж. Мегаззини, — хотя в  последнее время дело несколько улучшилось. Тем не менее мы уже десять лет просим завод сменить обивку на такую, которая бы не выгорала. Безуспешно.
Ю. Коваленко,
соб. корр. "Известий".
Агно-Париж.
Наш собственный корреспондент по Куйбышевской области С. Жигалов попросил прокомментировать репортаж заместителя генерального директора АвтоВАЗа по экспорту и внешним связям С. Бориса:
—Чьи следы? Установлено, по крышам и капотам "Нив" и "Лад" топчутся наши таможенники и пограничники. Утверждаю это на основании проверок, где все документально зафиксировано. Такие их прогулки обходятся в круглые суммы валютных потерь. Думаю, если бы убытки от порчи автомобилей отнести хотя бы раз на их счет, безобразия бы немедленно прекратились. Пока же все наши просьбы и требования остаются без внимания.
Разукомплектовка или воровство, называйте как угодно, автомобилей на железной дороге — жестокий бич. Мы стали использовать закрытые вагоны. До конца пятилетки МПС СССР обещает закупить в Финляндии 2.500 вагонов. Всю продукцию тогда будем перевозить только в них. Но гарантий, что импортеру будут поступать неразграбленные "Нивы" и "Лады", пока дать не могу.
В ЧССР на станции Чиерна над Тисой наши автомобили выгружают на открытую площадку. Это бурьянное поле, ничем не огороженное. Охрана —сторож с собакой. Здесь в ожидании, пока перевозчик погрузит в вагоны западногерманской фирмы Шенкер, автомобили стоят под дождем и снегом порой месяцами... В феврале прошлого года у меня на глазах средь бела дня какой-то тип открутил у "Нивы" руль и тут же пытался продать. Воруют стекла,  колеса, другие узлы. Неквалифицированные рабочие бьют кузова при перегрузке.
МПС СССР хорошо осведомлено о таком положении,—оно отвечает за доставку наших автомобилей, но мер не принимает. Верилось, после обсуждения проблем в прошлом году с заместителем министра транспорта ЧССР Р. Лоудой положение нормализуется.
Этим летом директор нашей фирмы втоЛада" М. Руднев, отвечающий за экспорт, с составом автомобилей проехал от ворот АвтоВАЗа до Агно. В Чиерне над Тисой положение практически не изменилось.
—Может, у чехословацких железнодорожников недостает опыта?
—Вряд ли. Неподалеку в Кошице продажей вазовских автомобилей в Чехословакии занимается фирма "Мототехна". Так вот, там все погрузочно-разгрузочные работы проходят без малейших ЧП. "Мототехна" не раз предлагала нам свои услуги, но министерство транспорта ЧССР и МПС СССР и не дают согласия, и не поправляют положения. А оно нетерпимо!
—Претензии в репортаже адресованы и самим автостроителям.
—За наш автомобиль мы перед покупателями несем ответственность полностью. Обидно да и накладно, когда честь вазовской марки страдает из-за поставщиков комплектующих материалов. Вот уже многие годы мы бомбардируем Нефтекамский комбинат искусственных кож, директора Р. Багаутдинова: "Дайте, наконец, качественную невыгорающую обивку". Реакция бывает более чем  странная —задерживают поставки. До каких пор такое будет продолжаться?—  хотелось бы через газету спросить руководство и завода, и Минлегпрома СССР.
Сходная картина с пластмассовыми деталями. Их поставляет нам Сызранское объединение "Пластик" Минхимпрома СССР. Без резкого улучшения качества пластмассовых комплектующих нам не выйти на мировой уровень автомобилестроения.
Мы много работаем с болгарским и югославским заводами "Динамо" и "Трепча" над повышением надежности и качества стартеров и аккумуляторов. Хотелось, чтобы болгарские и югославские партнеры оперативнее реагировали на наши предложения и замечания. От этого выиграют все. Покупатели тоже.
—Когда французские автомобилисты смогут купить "ВАЗ-2109"?
—Планируем начать поставку этой модели во Францию во втором квартале 1988  года".
("Известия", 1987, № 314 (9 ноября, московский вечерний выпуск), с. 2).

Комментариев нет: