"… Гудит в ковшах клокочущая сталь,
Восход горит, багряный, словно знамя,
И озаряет перед нами даль".
Восход горит, багряный, словно знамя,
И озаряет перед нами даль".
70 лет назад советские люди радовались тому, что образ умного и чуткого секретаря парторганизации получил прописку в румынской кинематографии уже со второго фильма на пути социалистического развития:
"Кино
"Жизнь побеждает". Новый румынский художественный фильм. Сценарий А. Баранга и Д. Негряну. Режиссер Д. Негряну. Операторы И. Бронеу, И. Косма, композитор Т. Рогальский. Производство Государственной киностудии "Бухарест", 1951 г.
Став на путь социалистического развития, Румынская народная республика за коротким срок достигла больших успехов не только в области экономики, но и в области культуры, науки, искусства. В одной из своих статей президент Румынской Академии наук Траян Савулеску писал:
"Великие революционные преобразования, происшедшие в Румынской народной республике, установление в нашей стране строя народной демократии создали впервые в истории румынского народа условия для бурного расцвета науки и культуры. Для деятелей науки и искусства открылись неограниченные возможности участия в великом деле ликвидации вековой экономической и культурной отсталости, в которую наша страна была ввергнута режимом помещиков и капиталистов, активного участия в построении социалистического общества".
Включилась в строительство новой жизни и молодая румынская кинематография.
Она успела выпустить всего лишь два художественных фильма— "Звенит долина" и "Жизнь побеждает". Оба эти произведения посвящены актуальным темам современности и красноречиво говорят о победе нового.
Сценарист А. Баранга и режиссер Д. Негряну, поставивший фильм "Жизнь побеждает", решили в художественных образах показать труд передовых людей науки, призванных активно участвовать в построении социалистического общества. Авторам фильма удалось реалистически, глубоко правдиво отобразить современную действительность, в которой тесная связь науки с производством стала типичным явлением.
...Раннее утро. Светом восходящего солнца залиты огромные домны, металлические переплеты эстакад, высокие корпуса завода. Величественна индустриальная картина. Это утро символизирует рассвет Румынской народной республики, занятой мирным созидательным трудом.
Мы видим затем, как профессор Олтяну упорно добивается разработки нового способа изготовления отечественной высококачественной стали. Он уже добился положительного результата в лабораторных условиях. Остались провести опыт непосредственно на производстве. Олтяну едет на большой металлургический завод. Однако в результате преступной деятельности небольшой кучки врагов народа опыт получения стали не удастся. Профессор теряет веру в свое научное открытие и перестает работать над завершением многолетнего труда.
На помощь профессору Олтяну приходят коллектив научно-исследовательского института и все работники металлургического завода. Они верят в успех начатого дела и помогают ученому снова стать на правильный путь. Новая Румыния получает свою сталь. Побеждает коллектив патриотов, разоблачивший подлые планы врагов народа. Разоблаченным оказывается и ученый-космополит Моги, преклоняющийся пород реакционной американской наукой, которую империалисты используют для военных целей.
Типичным представителем прогрессивной науки, интеллигентом с сознанием общественного долга, с новым отношением к своему труду является главный герой фильма молодой профессор Дан Олтяну. Перед актером Д. Врака стояла трудная задача— создать образ человека, который разочаровывается в своем научном открытии при первом неудачном опыте, но в дальнейшем с помощью коллектива добивается полного успеха. Актеру удалось передать глубокие переживания героя и его большую убежденность в правоте своего дела. Взволнованно звучат с трибуны слова Олтяну в конце фильма:
— Человек — это звучит гордо,— сказал Горький. Встанем на защиту человека, на защиту нашего будущего... За труд людей, верящих в счастливый завтрашний день. За мир во всем мире!
Яркое выражение в фильме нашла тема революционной бдительности, борьбы трудящихся против врагов народа, против иностранных разведчиков и их хозяев—американских империалистов, организующих антинародные заговоры, экономический саботаж и террористические акты.
Следует отмстить, что авторы фильма не увлеклись изображением детективных моментов, а все свое внимание сосредоточили на раскрытии основных положительных образов фильма. В нем убедительно показано, что все успехи Румынской народной республики обеспечиваются мудрым руководством со стороны Румынской рабочей партии, которой народ безгранично верит. Образ секретаря парторганизации завода товарища Андрея, умного и чуткого руководителя, человека с большим внутренним тактом, создал актер Р. Някша.
Выпуск высокоидейного фильма "Жизнь побеждает" является несомненной удачей Бухарестской киностудии. Эта картина свидетельствует о росте молодой румынской кинематографии, уверенно идущей по пути социалистического реализма.
Глубоко и правдиво отображая борьбу румынского народа за построение социализма, показывая рост сознания трудящихся, видящих в неразрывной дружбе с Советским Союзом залог своих успехов, молодое киноискусство Румынии тем самым вносит большой вклад в благородное дело борьбы за мир во всем мире.
С. Кузнецов,
директор киностудии "Мосфильм".
Комментариев нет:
Отправить комментарий