вторник, 9 марта 2021 г.

"Мчится поезд, вьёт дымок голубые кольца..."


"...Едут, едут на восток други-добровольцы! "

              
65 лет назад в СССР психологически правильно развенчивал композитор Кабалевский кулацкую сущность прапорщика Обаба:
"О новой опере "Никита Вершинин"
Заметки композитора
Большое счастье для советского композитора создать такую оперу, музыка которой несла бы в себе благородные чувства и идеи нашего времени. Каждый из нас мечтает о том, чтобы его опера была хорошо и сердечно встречена советскими слушателями, взволновала их. Это ли не радость для художника, не награда за его большой и напряженный труд! Предельно ясно и просто эту мысль выразил великий Чайковский. Он писал: "Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору".
За последние годы в репертуаре наших театров появилось немало оперных произведений. Это — "Молодая гвардия» Ю. Мейтуса, "Богдан Хмельницкий" К. Данькевича, "Семья Тараса" Д. Кабалевского, "В бурю" Т. Хренникова, "Каменный Цветок" и "Заря" К. Молчанова, "Декабристы" Ю. Шапорина и другие. Но культурный рост советского народа столь велик, что ни количество, ни качество оперных произведений во многом не удовлетворяют нашего требовательного слушателя.
И композиторы, и либреттисты, и оперные театры, совершенно недостаточно заботящиеся о создании нового советского репертуара, в долгу перед народом. Это относится и к Большому театру СССР. После премьеры "Декабристов" Ю. Шапорина лишь через два с половиной года на его сцене появилась новая опера —"Никита Вершинин!" Д. Кабалевского.
Прошло несколько спектаклей этой оперы, артисты вокально и сценически овладели своими партиями, хор и оркестр нашли необходимые краски, раскрывающие замысел композитора. И хочется поговорить о новом оперном  произведении.
Д. Кабалевский является автором в свое время тепло встреченных опер "Кола Брюньон" ("Мастер из Кламси") и "Семья Тараса". Он активно работает во многих жанрах музыкального творчества —пишет вокальные и симфонические произведения, музыку к кинофильмам и т. д. Вся эта многосторонняя композиторская деятельность подготовила Д. Кабалевского к созданию оперы "Никита Вершинин". Либретто по мотивам повести и пьесы Вс. Иванова  "Бронепоезд 14-69" написал С. Ценин. Опера воскрешает в музыкальных образах эпопею гражданской войны, борьбы за утверждение советской власти.
Опера "Никита Вершинин" — важная веха в творчестве Д. Кабалевского.
Слушателя волнует музыка, полная драматического напряжения, эмоциональной силы. Хороши партизанские хоры, написанные в подлинно народном духе, широкие и распевные. Проникновенна песня "Ой, тайга", в которой композитор нашел сдержанные, лаконичные и в то же время интонационно интересные и выразительные характеристики сибирских партизан. Удачно введены в оперу и революционные песни "Трансвааль", "Варшавянка" и "Смело, товарищи, в ногу!", порой своеобразно окрашивающие звучание и хоров, и ведущих партий оперы.
Композитор дает убедительные музыкальные характеристики героев оперы, особенно Вершинина и китайца-партизана Син Би-у. С первого появления  Никиты Вершинина сначала в кругу его семьи, а затем среди партизан композитор показывает его волевым человеком, бесстрашным патриотом, олицетворяющим народную силу и мудрость. Музыкальные характеристики Вершинина — от песен до развитых арий —разработаны в русском национальном стиле, ясно очерчивают характер народного героя. Арии Никиты Вершинина напевны и вместе с тем полны драматической силы.
Артист А. Кривченя как бы создан для исполнения партии Вершинина. Его внешний облик, сценическая игра и превосходное пение воссоздают образ сибирского партизана незабываемых героических лет. Талантливо, подкупающе просто и жизненно проводит А. Кривченя свою партию. Чувствуется органическое слияние образа и творческой индивидуальности артиста.
Правдив Вершинин в исполнении А. Кривчени даже и в тех сценах, когда проявляются его сомнения и колебания. Их развеяла беседа с Пеклевановым, руководителем подпольной коммунистической организации. Но окончательно созревает решимость Никиты Вершинина в сцене, когда, вернувшись в родное село, он узнает о зверствах карателей. С большой силой звучит здесь в устах Вершинина фраза, которую он услышал от Пеклеванова: "...Война —она не милует, сторонкой не проходит. Ее не переждешь, в тайге не отсидишься".
Композитор многое нашел для музыкальной характеристики Пеклеванова. Но, рисуя его облик, Д. Кабалевский как бы боится придать ему больше внутреннего тепла, нежности и ласки (в дуэтах Пеклеванова с женой). И эта сдержанность порой становится нарочитой, переходит в скованность, обедняет образ, лишая его черт человечности. Это затруднило и задачу исполнителя. Хороший певец М. Киселев часто не может преодолеть некоторой музыкальной и, следовательно, сценической риторики в обрисовке Пеклеванова. Да и ситуации, в которые ставят Пеклеванова автор и режиссер, порою обеднены и трафаретны.
С чувством любви к дружественному великому китайскому народу нарисован в опере образ китайца Син Бн-у. Это —удача композитора. Партия Син Бн-у решена в лирическом плане, и, думается мне, именно это еще больше оттеняет героизм китайского патриота. Партия Син Би-у в исполнении С. Лемешева удивительно привлекательна. Артист передает обаяние своего героя, пламенную веру его в победу народа. С. Лемешев нашел верные вокальные н сценические краски, он хорошо поет и играет. В плане трагического гротеска обрисован белогвардейский капитан Незеласов, матерый хищник, возомнивший себя "спасителем России". Композитор рисует психологический образ кровавого маниака. В арии Незеласова "До океана докатились" показана смятенность души, внутренняя пустота колчаковца, все еще мечтающего расправиться с народом.
Хорошо написан и отлично исполняется артистом Г. Нэлеппом романс "Догорают последние свечи", который поет капитан в вагоне бронепоезда, окруженного партизанами Вершинина.
Психологически правильно развенчивает композитор и кулацкую сущность прапорщика Обаба, партию которого исполняет артист А. Гелева.
Хочется поговорить также о некоторых других персонажах оперы. Дочь Вершинина, Катя, по началу довольно безликая, исполняет в третьей картине сильную арию — рассказ о зверствах интервентов, загубивших ее мать и братишку.
Эту партию тепло, с драматизмом проводит артистка И. Масленникова. Можно только пожалеть, что автор оперы отвел ей мало места в дальнейших сценах.
Несколько бегло и поверхностно охарактеризован матрос Знобов, являющийся, на наш взгляд, значительным персонажем оперы,— он осуществляет связь между партийным центром и партизанской армией Вершинина. Знобов любит Катю. Перед композитором открывались богатые возможности для глубокой музыкальной характеристики матроса, но они не использованы, и образ остался недописанным. Исполнение роли Знобова артистом А. Ильиным, быть может, из-за скудности отведенного ему музыкального материала тоже вряд ли может удовлетворить.
Бледным и невыразительным получился и образ жены Никиты Вершинина —Настасьи. Не повезло и жене Пеклеванова —Маше. Для них композитор не нашел верных и запоминающихся характеристик.
Естественно, что многие недочеты в обрисовке действующих лиц оперы зависят и от либретто. В общем литературная основа оперы написана С. Цениным хорошо, действие оперы в начале развивается динамично, увлекательно, но затем к концу оно спадает. Четвертое действие во многом получилось неубедительным и по либретто, и по музыке. В этом большой недостаток всего спектакля.
Слабо в постановочном отношении (режиссер Л. Баратов) сделан финал оперы. Он рыхл и растянут. Художник В. Рындин, нашедший нужные средства для первых картин оперы, здесь решает задачу неинтересно, обыденно. Иногда в спектакле чувствуется, что режиссер и художник путают реализм с бытовизмом, обыденностью и прозаичностью. Этим объясняется и ненужное, но  "взаправдашнее" оформление и загромождение сцены в доме у Пеклеванова, в партизанском штабе, в железнодорожных мастерских.
В лесных, партизанских эпизодах на сцене мало света, а в эпизоде с разоружением вражеского бронепоезда из-за темноты трудно понять происходящее. Лишь потом догадываешься, что Син Би-у загородил своим телом Вершинина и гибнет от пули Обаба. Вообще нужно ли было почти одинаково решать сцены смерти Снн Би-у и Пеклеванова?
Хочется сделать еще несколько замечаний о постановке спектакля. Ставя оперы советских композиторов, наши театры призваны работать над ними гораздо серьезней и взыскательней. И при постановке "Никиты Вершинина" следовало бы подумать о более интересном и выразительном режиссерском и декоративном решении, в частности о новом финале оперы.
Очень большую работу провел хормейстер М. Шорин, добившийся отличного хорового звучания. Дирижер А. Мелик-Пашаев с присущей ему страстностью и творческой смелостью раскрыл сложную партитуру новой оперы. Вообще артисты хора и оркестра проявили в этом спектакле большое мастерство.
В опере "Никита Вершинин" есть хорошие, увлекательные и жизненно правдивые страницы. Если коллектив театра, композитор и либреттист продолжат работу над спектаклем, исправят его недостатки, если они подумают над более убедительным музыкальным и драматургическим решением четвертого акта, то опера,  несомненно, займет прочное место в репертуаре.
Творческими усилиями советских писателей и композиторов в содружестве с нашими театрами, я уверен, будет создано немало замечательных новых произведений. Освоение лучших традиций мировой и в первую очередь русской
классики в сочетании с глубоким, вдумчивым изучением жизни поможет появлению все большего количества высокохудожественных оперных произведений. И думается мне, уже не за горами то время, когда Большой театр на двух своих сценах сможет ежегодно показывать не одну, а несколько новых советских опер.
Дмитрий Шостакович,
народный артист СССР".
("Известия", 1956, № 59 (9 марта), с. 3).

Комментариев нет: