пятница, 3 апреля 2020 г.

"По посёлку в выходной шли под ручку муж с женой..."


"...У неё вся грудь в медалях,
А у мужа — ни одной!"


60 лет назад удержались в поселке Калиец Соликамского района Пермской области товарищи Вазенмиллер и Вебер:
"Глумление над памятью жертв нацизма
2 апреля заместитель министра иностранных дел СССР Г. М. Пушкин пригласил посла Федеративной Республики Германии Г. Кролля и вручил ему ноту МИД СССР, текст которой публикуется ниже.
"Министерство иностранных дел СССР считает необходимым заявить посольству Федеративной Республики Германии следующее.
В МИД СССР поступило письмо от группы советских граждан, проживающих в поселке Калиец Соликамского района Пермской области,— Широкова Л. Г ., Вазенмиллера А . А ., Вебера Г. Я ., Суслова В. А . и др. Они сообщают, что недавно оказались случайными свидетелями того, как на имя их сослуживца жителя этого поселка Ивана Гоппе почтальон доставил пакет, отправленный ему из посольства ФРГ в Москве. Пакет привлек к себе внимание присутствовавших, так как при передаче из него вследствие небрежной упаковки выпала металлическая медаль с изображением фашистской свастики. Посылка посольством гитлеровской награды, естественно, вызвала общее возмущение, и находившиеся при этом советские граждане обратились к органам власти с просьбой изъять пакет с медалью и провести необходимое расследование.
На основании постановления прокурора гор. Соликамска Пермской области и в соответствии с установленной процедурой пакет с медалью был изъят. Было проведено также расследование обстоятельств, связанных с присылкой Гоппе фашистской награды.
Проверкой установлено, что Гоппе И. И., гражданин СССР, уроженец Саратовской области, в 1941 году был призван в Советскую Армию. Вскоре он изменил Родине и воинской присяге и перешел на сторону врага. Находясь на службе у гитлеровцев, Гоппе принимал активное участие в преступлениях, совершавшихся немецко-фашистскими захватчиками на временно оккупированной территории Белорусской ССР. 7 июля 1944 года Гоппе был взят в плен советскими войсками, а в ноябре 1945 года приговорен судом как изменник Родины и военный преступник к длительному тюремному заключению. В 1956 году Гоппе был по амнистии освобожден от дальнейшего отбывания наказания и в настоящее время работает в конторе орса калийного комбината.
Помимо медали "За зимнюю кампанию на Востоке 1941/42 гг. ", в пакете, присланном посольством, обнаружено свидетельство о награждении Гоппе этой медалью от имени Гитлера. Как видно по штампу, проставленному на конверте, медаль и наградное свидетельство получены посольством из МИД ФРГ. Из сопроводительного письма, подписанного третьим секретарем г-ном Шаттоном, явствует, что посольство уже в течение длительного времени поддерживает контакт с Гоппе — этим бывшим военным преступником, предлагая ему принять гражданство ФРГ и выехать в Западную Германию.
Посольство ФРГ, учитывая события недавнего прошлого, казалось бы, должно понимать, что могут чувствовать советские люди, когда представители ФРГ не останавливаются перед тем, чтобы показать определенную преемственность своих действий с политикой гитлеровской Германии. Вряд ли можно предположить, что посольству неизвестно, какую реакцию вызывает у советских людей, да и у всех честных людей в мире, один вид фашистской свастики — символа насилия, варварства и грабежа. Если в Западной Германии кое-кто сегодня бравирует фашистскими орденами, то подобное глумление над памятью павших в борьбе с нацизмом немыслимо в Советском Союзе, как и в других демократических странах.
Уважение законов и обычаев страны пребывания, невмешательство в ее внутренние дела, а также недопущение действий, оскорбляющих чувства народа этой страны,— таковы общепринятые нормы, которых обязано придерживаться любое посольство в любой стране. Приходится констатировать, что посольство грубо нарушило эти элементарные требования.
Посылка посольством ФРГ гражданину СССР фашистской медали не может быть расценена иначе, как действие, граничащее с провокацией. В связи с этим министерство заявляет протест посольству и настаивает на недопущении подобных действий с его стороны в будущем.
Москва, 2 апреля 1960 года".
*
Посол обещал довести содержание ноты до сведения правительства ФРГ". 
("Известия", 1960, № 80 (3 апреля), с. 2).

Комментариев нет: