вторник, 28 апреля 2020 г.

"От Кремля исходит свечение..."


"...Днем и ночью сияет рубин.
И глядят в немом восхищении
Чех с китайцем. Мадьяр. И румын".


70 лет назад от картины к картине двигалась вперед молодая венгерская кинематография:
"Кино
На верном пути
На советские экраны вышел новый венгерский фильм "Женщина отправляется в путь", снятый по сценарию И. Бока, постановщик—И. Иенеи.
Кончилась война... По дорогам едет телега, женщина ведет под уздцы лошадь; на вещах — мальчик, другой мальчик идет за телегой... Семья возвращается из эвакуации в Будапешт,— мать и двое детей,— усталые, измученные. Внезапный толчок—накреняется телега: соскочило колесо... Что делать дальше? Кто поможет? Вероятно, придется заночевать в пути? И вдруг вдали слышится русская походная песня, появляется группа русских воинов. Доверчиво обращается к офицеру мальчик: "Дядя русский, помогите нам, пожалуйста". Этой глубоко волнующей, правдивой и вместе с тем символической сценой начинается фильм. Он рассказывает о молодой Венгерской демократической республике, о борьбе народа с трудностями послевоенных лет, с врагами демократического строя — американскими шпионами, изменниками, саботажниками. Он рассказывает об интеллигенции, строящей вместе со всем народом свое новое государство.
Важная тема разрешена в фильме с большой идейной глубиной и художественной выразительностью. Актриса К. Толнаи, исполняющая роль героини фильма Илоны, с реалистической простотой, не прибегая к наигрышу и фальшивым "эффектам", создаст сложный человеческий характер. Нелегко ей без мужа, находящегося в плену у американцев, содержать детей, себя. На помощь приходит сестра. Марика. Но деньги Марики заработаны нечестным путем. Илона порывает с сестрой. В собственно доме все ей кажется замаранным грязными американскими долларами. Илона близка к самоубийству. Ее выручает верный друг семьи, бывшая служанка Илоны —Кати. Она устраивает свою хозяйку на завод.
Во второй половине фильма перед нами проходит ряд выразительных сцен. Илона впервые вплотную сталкивается с представителями рабочего класса. Они показаны живо, ярко. Это настоящие хозяева Венгрии, энергичные строители новой жизни. Сначала они не доверяют Илоне, но своим трудолюбием она  завоевывает их расположение, и постепенно возникает взаимное уважение.
Мы верим игре актрисы, сочувствуем трудностям, стоящим перед Илоной, с волнением следим за ходом ее мыслей в прекрасной сцене рабочего собрания, когда Илона, заговорив о своем "образовании", вдруг впервые отчетливо сознает, что она ничего по-настоящему не умеет делать. Но самое существенное в исполнении актрисы —четкое раскрытие ведущей идеи фильма. "Женщина отправляется в путь" так называется фильм, и актриса убедительно показывает человека, который в поисках единственно правильного пути освобождается от пережитков прошлого, обретает подлинное счастье в единении с народом.
Много еще серьезных испытаний приходится перенести Илоне. Ее муж — инженер Калман—по возвращении из плена, не сразу находит свое место в жизни. Старинные "друзья" Калмана, оказавшиеся изменниками и предателями венгерского народа, передают ему деньги для реализации задуманного им еще до войны ценного изобретения. При этом они скрывают от Калмана американское происхождение денег, запутывают его в своих грязных сетях, пытаются заставить бежать за границу. Илона находит в себе мужество порвать с Калманом. Но он сам, глубоко осознав свое заблуждение, становится активным строителем новой Венгрии, возвращается в свою семью. В заключительных кадрах фильма звучат взволнованные слона Калмана: "Труд стал радостным в нашей стране".
Эта сегодняшняя Венгрия великолепно показана в образе работницы Кати энергичной, веселой девушки, которую искренне радуют ростки нового в жизни родины. Кати с энтузиазмом трудится сама и своим примером заражает других.
Вообще надо сказать, что большим достоинством фильма является удачная обрисовка людей демократической Венгрии, раскрытие новых отношений между людьми. Запоминаются эпизодические, но выразительные фигуры: работницы, которая вначале по доверяет Илоне, а зятем, на вечерних курсах, сиди с ней рядом, учится у нее; старика на заводском собрании, первым поддерживающего желание Илоны работать в цехе; старой работницы, которая обучает Илону простейшим трудовым процессам.
Новые люди даны в фильме выразительно и ярко. Им противостоят типы прошлого— такой, например, колоритный образ, как Эста, этакая "бывшая дама", не теряющая надежды, что старая жизнь вернется, что "скоро все будет, как прежде", только переждать, и опять — роскошная жизнь с балами, кабаками, дачами, заграницами... Очень остро выявлена благодаря умелой режиссерской и актерской работе внутренняя опустошенность кучки "интеллигентов", враждебных народу, продавшихся американцам, ставших на путь предательства интересов родины.
К недостаткам фильма нужно отнести некоторые сценарные слабости. Так, например, недостаточно оправдано поведение секретаря заводской парторганизации в отношении Калмана, очень схематично намечена сцена разоблачения Тибора.
Хорошая работа оператора Б. Хедьи обеднена тем, что в фильме мало широких панорам, все очень скучено, стеснено. Жаль, что слабо показан город, в котором протекает действие,— а ведь очень хотелось бы воочию увидеть восстанавливающийся, строящийся Будапешт, а не только руины.
Но все это отдельные, не очень существенные недостатки. Сила правдивого, реалистического фильма в интересном и глубоком раскрытии характеров, социальных сдвигов, совершающихся в странах народной демократии. ИI здесь нельзя не почувствовать благотворного влияния на творчество наших зарубежных товарищей лучших произведений советского кино.
С радостным волнением знакомимся мы в этом фильме с искусством демократической Венгрии. Это не первая наша встреча, совсем недавно смотрели мы фильмы "Пядь земли", "Огонь", и важно отметить, что от картины к картине молодая венгерская кинематография, служащая делу прогресса, делу народа, движется вперед. С этим хочется в первую очередь поздравить коллектив создателей нового фильма.
Вера Марецкая".
("Правда", 1950, № 118 (28 апреля), с. 3).

Комментариев нет: