среда, 3 июля 2019 г.

"Дамы усажены. Сложены вещи..."


"...Автомобиль 
Огрызнулся зловеще
И покатил,
По асфальту
Шурша,
В лица прохожим
Бензином
Дыша".




55 лет назад советские люди почувствовали, что можно уже подтереться даже четырьмя дипломами лауреата Сталинской премии:
"Письма с комментариями
Пассажир зеленой "Волги"
 "Недавно на дороге Москва — Ленинград произошел возмутительный случай, о котором мы хотим  рассказать на страницах газеты.
В конце рабочего дня в ворота нашей автобазы стремительно въехала зеленая "Волга" в сопровождении милицейского автомобиля. Следом за ними въехал на грузовике "ГАЗ -51" шофер нашей автобазы Лебедев.
Оказалось, что нашу машину задела зеленая "Волга". Между тем пассажир "Волги" — писатель Николай Вирта начал утверждать, что грузовик нарушил правила обгона. А Лебедев и грузчики, ехавшие вместе с ним, заявили, что "Волга" вдруг неожиданно подала влево и притерлась к грузовику.
Капитан милиции автоинспектор Фигурин, который приехал вместе со всеми, происшествия сам лично не видел, замеров никаких не производил, велел, однако, инспектору Виноградову составить акт о том, что Лебедев "допустил" столкновение. Очевидно, на него произвело магическое впечатление то, что в зеленой "Волге" ехал известный писатель, который козырял своим положением и выставлял напоказ лауреатские медали.    
И хотя повреждение "Волги" было незначительным — вмятина левого крыла и дверки, Вирта потребовал с Лебедева "на ремонт" тридцать рублей.
Начальник гаража осмотрел вмятину и сказал, что ее можно немедленно устранить. Но писатель Вирта твердо стоял на своем.
Начальник гаража сказал Николаю Вирте, что если он не доверяет машину здешним мастерам, то пусть отремонтирует ее в Ленинграде на станции обслуживания, а счет для оплаты выставит автобазе. Но писатель непоколебимо требовал только тридцать рублей. "Никаким станциям обслуживания я не доверяю,— кричал он .— Только частник сделает это как следует".
Шофер Лебедев пытался объяснить, что он ни в чем не виноват и что платить вообще не за что. Но представители автоинспекции и слушать его не хотели. Видимо, для них было важнее поддержать " авторитет" именитого гостя, чем разобраться в деле по сути. "Плати, а то хуже будет! " — приказал Фигурин.
Нам было стыдно и больно смотреть, как известный писатель торгуется, словно нижегородский купец на ярмарке, желая получить то, что ему явно не положено. В конце концов Лебедев махнул рукой на это дело, занял в кассе автобазы тридцать рублей и отдал Николаю Вирте.
С довольным видом писатель покидал двор нашей автобазы . Вирта даже любезно предложил расписку на отнятые у шофера деньги, но никто у него расписки не стал брать. Слишком уж противно все это было.
Собравшиеся во дворе автобазы ремонтные рабочие и шоферы долго молча смотрели вслед удаляющейся "Волге". Молчали и руководители гаража, у всех было такое чувство, что с помощью милиции Николай Вирта не только обобрал нашего товарища среди бела дня, но и глубоко оскорбил весь наш коллектив.
Мы знаем Н. Вирту, как автора многих хорош их произведений и уважаем его за это. Но случай, о котором мы рассказали, до глубины души огорчил нас. Уж лучше бы он не представлялся своим настоящим именем. Пусть бы это был частник, который вез на базар овощи, чтобы выгоднее их продать. По крайней мере у нас легче было бы на душе.
Директор автобазы Г. Двойных, секретарь партбюро А. Быков, член партбюро И. Кочнев, мастер по ремонту В. Мананкин.
ОТ РЕДАКЦИИ: По этому письму наш специальный корреспондент Э. Пархомовский выехал в Калининскую область, побывал на Торжокской автобазе, встретился с руководством автоинспекции.
Факты, изложенные в письме коллектива автобазы, полностью подтвердились.
Николай Вирта действительно вынудил шофера уплатить "за ремонт"по им же самим установленным спекулятивным расценкам. Никакой дефектной ведомости либо иного документа, характеризующего степень повреждения зеленой "Волги", в природе не существует. Вина шофера Лебедева никак не доказана. Вскоре после происшествия начальник областной автоинспекции тов. Сивец извинился перед коллективом автобазы за необъективное поведение автоинспектора Фигурина, безоговорочно поддержавшего наглые требования Н. Вирты. Лебедеву возвращены водительские права без какого бы то ни было взыскания.
Выяснилось, что зеленая "Волга" принадлежала доктору биологических наук Г. Т. Сахиуллиной. Но за рулем сидела Т. А. Нечаева — жена Вирты. Именно по ее вине и произошло это столкновение.
Г. Т. Сахиуллина заявила в Москве нашему специальному корреспонденту:
— Меня, как, впрочем, и других товарищей, присутствовавших при этой сцене, до глубины души возмутил поступок Н. Вирты. Понимая, что виновата в столкновении его жена и что ему надо будет платить за ремонт автомашины из своего кармана, он использовал писательское имя и авторитет, оказал давление на автоинспектора и фактически обобрал рабочего.
Писатель Н. Вирта уже подвергался в печати критике за свои барские замашки, за пренебрежительное отношение к людям, за стяжательство и корыстолюбие.
Фельетон "За голубым забором", напечатанный в свое время в "Комсомольской правде", надолго запомнился читателям. Но, как видим, Николай Вирта не сделал из этой критики никаких выводов".
("Известия", 1964, № 156 (1, июль), с. 3).

Комментариев нет: