среда, 11 января 2017 г.

"Летите, голуби, летите, для вас нигде преграды нет…"

"… Несите, голуби, несите 
Народам мира наш привет!"


65 лет назад в СССР попросту искажал политическую карту мира лектор Браун:
"Об одной порочной лекции
Молодежь Долинска покидала лекционный зал с чувством неудовлетворенности. Эту неудовлетворенность вызвало выступление действительного члена Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний Е. Э. Браун, читавшего по путевке обкома ВЛКСМ лекцию "Политическая карта мира". Нелестные отзывы дают об этой лекции и товарищи, прослушавшие ее в последнее время в Южно-Сахалинске.
Чем вызвана такая оценка лекции тов. Браун?
Перед лектором стояла ответственная задача – дать высокоидейную политическую характеристику стран мира, показать борьбу двух лагерей, движение народов за мир, против американо-английских поджигателей новой войны, показать рост и укрепление стран лагеря мира, демократии и социализма, возглавляемого Советским Союзом, ослабление империалистического лагеря. Однако эта задача оказалась не по плечу лектору. В силу безответственного отношения к делу лектор выступал с порочной, чрезвычайно слабой в идейном отношении лекцией; у него не партийный подход к вопросу, а объективистский; отсутствие ясных политических характеристик тех или иных стран попросту исказило политическую карту мира.
В лекции дана бледная, сухая, далеко неполная характеристика стран антиимпериалистического лагеря. При этом лектор счел нужным уделить великому Советскому Союзу всего одну минуту. О решающей роли Советского Союза в образовании и укреплении стран народной демократии, о бескорыстной помощи СССР этим странам и Китаю, о неутомимой борьбе стран демократического лагеря во главе с Советским Союзом за мир и дружбу между народами – обо всем этом лектор не сказал ни слова. В лекции отсутствует сталинская оценка значения образования Германской Демократической Республики. Нелепо и сбивчиво характеризуется Брауном сущность борьбы корейского народа против американских захватчиков.
Кажется невероятным, что в лекции по международному вопросу умалчивается о главной идее, выдвинутой историей перед прогрессивным человечеством, - об идее защиты мира. Однако, во всей лекции об этом нет ни слова.
Не менее крупными упущениями, ошибками и искажениями грешит и вторая часть лекции – о политической карте капиталистического мира. Здесь отсутствует характеристика обострения общего кризиса капитализма, не показано ослабление империалистического лагеря. Говоря о колониях, лектор не счел нужным сказать о мощном подъеме национально-освободительного движения в колониях и зависимых странах.
О разлагающейся капиталистической системе, о фашистских государствах автор лекции говорит в таком спокойном, равнодушном тоне, что только приходится удивляться его аполитичности. Например, Испанию, где господствует кровавый режим Франко, где фашистские заправилы продают народ и богатства страны американским монополистам, Браун охарактеризовал следующей единственной и беззубой фразой: "Испания владеет несколькими колониями в Африке, важнейшей из которых является Испанское Марокко".
Еще больше возмущает слушателей аполитичность лектора, когда он
рассказывает о Соединенных Штатах Америки. Вместо страны, где господствует кровавый разбойничий империализм, разжигающий новую мировую войну, протягивающий свою грязную лапу к горлу народов, где царит полицейско-фашистский режим и самая разнузданная реакция, которую империалисты США пытаются насадить во всем мире, - лектор рисует слушателям США, как некую безобидную державу, "буржуазную республику с двухпалаптным конгрессом и президентом во главе, обладающим чрезвычайно широкими полномочиями". И хоть бы слово о ленинско-сталинской характеристике американского империализма!
Грубой ошибкой лектора является то, что аннексию Аляски у России в 1867 году он изображает просто, как акт купли-продажи, а не как одно из звеньев в захватнической политике правящих кругов США, направленной против нашей страны.
Характеризуя государства Ближнего и Среднего Востока, лектор искажает современные события, умалчивая о разбойничьей политике американского империализма, о том, что всюду, где льется кровь народов, где бедствуют миллионы трудящихся, там видны зловещие фигуры американских монополистов, наживающихся на горе и крови народов. Не показал Браун и политику доллара в Западной Европе, умолчал об экономической экспансии США, выраженной в пресловутых планах Маршалла, Шумана, Плевена и т.д.
Этот перечень упущений и грубых ошибок далеко не исчерпывает всех недостатков лекции Брауна. В лекции много смысловых неточностей, искажений цитат, фактов и т. д.
В целом лекция Брауна "Политическая карта мира" аполитична, порочна и вредна.
Несколько месяцев назад первый вариант этой лекции обсуждался на заседании общественно-политической секции областного отделения Общества по распространению политических и научных знаний. Лекция была оценена, как плохая. Однако Браун не посчитался с мнением членов Общества, отказался принять во внимание критические замечания и продолжал чтение лекции. Отделение Общества и обком ВЛКСМ предоставили трибуну для халтурщика.
На днях на расширенном заседании секции снова обсуждалось содержание этой лекции. Браун не только не внес поправок с учетом критики, но не дополнил лекцию теми важнейшими событиями, которые произошли в мире за последние месяцы. Снова Браун отказывается согласиться с критикой и оценкой его лекции.
Пример этой порочной лекции говорит о том, что в областном отделении Общества пока еще нет подлинной борьбы за высокий идейный уровень лекционной пропаганды, что на трибуну Общества проникают еще халтурщики, далеко стоящие от настоящей работы по коммунистическому воспитанию трудящихся. В Обществе нерешительно борются с подобными явлениями. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что, признав полную негодность лекции и отмечая нежелание автора работать над улучшением ее, секция снова поручает ему работать над этой темой. А между тем ясно, что с лекцией "Политическая карта мира" Браун не может справиться.
Подобные лекции и подобных лекторов нельзя терпеть на одном из самых боевых участков идеологической работы, каким является лекционная пропаганда.
А. Цилин,
А. Обоянов".  
("Советский Сахалин", 1952, № 8 (10, январь), с. 3).

Комментариев нет: