"...Рычаг как можно
крепче
Когтями ухватив!"
60 лет назад в СССР Государственная
экзаменационная комиссия дала отличную оценку проекту атомного локомотива:
«Атомный локомотив
В. Степаненко
Дипломный проект
студентов Анатолия Степанова и Виталия Шайкова
Это было около года
назад. Группа студентов Высшего технического училища имени Н. Э. Баумана
проходила преддипломную практику на Коломенском паровозостроительном заводе. В
то время в конструкторском бюро завода шла разработка проекта газотурбовоза.
Студентам очень хотелось принять участие в этой работе. Они рассказали о своем
желании профессору Ивану Федоровичу Суровцеву. Внимательно выслушав юношей, он
сказал:
- А не заняться ли
нам проектированием атомного локомотива?
Мысль понравилась.
Студенты Анатолий Степанов и Виталий Шайков решили взять разработку проекта
атомного локомотива в качестве диплома.
Прежде всего друзья
строго распределили между собой обязанности. Анатолий должен был произвести
расчеты турбины, конденсатора, а Виталий - реактора и котельной установки.
Нужно было изучить
много технической литературы, познакомиться с тем, что написано по этому
вопросу в иностранных журналах.
Наибольшие трудности
проектировщики встретили при выборе типа и размеров реактора. После долгого
изучения многих схем остановились на гетерогенном реакторе с графитовым
замедлителем.
Очень сложным
оказался выбор турбины. В отличие от обыкновенных турбин, которые, как правило,
работают на одной скорости, предстояло создать турбину с двумя ступенями
скоростей.
Для изоляции паровозной
бригады от вредного действия радиоактивных излучений первичного теплоносителя,
циркулирующего в реакторе, был оборудован второй, промежуточный теплообменник.
Уточнив вес
оборудования, друзья решили, что локомотив должен состоять из двух секций: в
первую войдут реактор и котельная установка, во вторую - паровая турбина,
конденсатор, вспомогательные устройства. Длина первой секции составит 25 метров
и будет иметь 12 осей. Вторая - тоже 25 метров, но 6 осей. В каждой секции
предусмотрены просторные кабины для машинистов, благодаря чему тепловоз может
не разворачиваться по кругу.
Наконец материал
собран, расчеты произведены. Дипломная работа закончена. Наступил день защиты.
В зале рядом со студентами - видные ученые, профессора. На огромной доске
развешаны многочисленные чертежи. Здесь схемы реактора, турбины, генератора.
Анатолий Степанов дает объяснения:
- Мощность
локомотива будет составлять 5 500 лошадиных сил. Без добавления воды он сможет
проходить больше тысячи километров.
Потом выступает
Виталий Шайков. Он рассказывает о реакторе и котельной установке.
- Для заправки
реактора, - говорит он, - потребуется естественный уран, обогащенный до двух
процентов ураном - 235.
Государственная
экзаменационная комиссия дала проекту атомного локомотива отличную оценку.
Преподаватели,
друзья тепло поздравили молодых инженеров - комсомольцев с успешным завершением
работы. И, конечно, первым подошел поздравить своих учеников профессор Иван
Федорович Суровцев.
- Я уверен, - сказал
он, - что недалек тот день, когда на стальных магистралях нашей страны появится
атомный локомотив».
("Смена",
1951, № 9 (май), с. 20).
Комментариев нет:
Отправить комментарий