пятница, 9 января 2015 г.

"Облокотясь на бархат ложи, закутанная в шелк и газ..."

"... Она, в изнеможеньи дрожи,
Со сцены не сводила глаз".



65 лет назад настоящий восторг вызывало у советского зрителя смелое театральное новаторство:
«”Из искры…”
Двадцатый век делал свой первый шаг. На листках календаря впервые появилась дата нового столетия – год 1901-й. Товарищ Сталин был еще очень молод. В декабре этого года ему минуло 22 года. Но если мы откроем книгу в темнокрасном переплете, на крышке которой вытеснено золотом «И. Сталин. Сочинения. I», и заглянем в биографическую хронику, помещенную в конце тома, то под рубрикой «1901» прочитаем: «11 ноября И. В. Сталин избирается в состав первого Тифлисского комитета РСДРП ленинско-искровского направления», - в конце ноября «Тифлисский комитет направляет И. В. Сталина в Батум для для создания социал-демократической организации»...
... Когда в июле 1935 года года Л. П. Берия сделал на собрании Тбилисского партактива доклад «К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье», в котором революционная деятельность И. В. Сталина в Батуме и батумские события были очерчены докладчиком во всем их огромном политическом значении, старейшего драматурга Грузии Шалву Дадиани увлекла мысль создать пьесу о деятельности товарища Сталина в Батуме.
Так в 1937 году появилась пьеса «Из искры...», тогда же поставленная театром имени Руставели.
С тех пор прошло 12 лет. И вот на улицах Ленинграда появились афиши Государственного театра имени Ленинского комсомола, извещающие о первых представлениях спектакля «Из искры...», который театр посвятил 70-летию со дня рождения И. В. Сталина.
Не успела пройти премьера новой постановки, как в Ленинграде заговорили о большой творческой победе театра. И теперь, когда ставится «Из искры...», обширный зал театра переполнен...
Товарищ Сталин появляется на сцене таким, каким запечатлела его облик фотография 1900 года. Волна зачесанных назад пышных волос, крылатый размах бровей, огненный взгляд больших, темных глаз, слегка курчавящаяся бородка, тонкая полоска усов над энергичной линией губ и клетчатый шарф, обвитый вокруг шеи. Быть может, в сердечной и чуткой игре Е. Лебедева, исполнителя роли молодого Сталина, нет той пламенности, о которой свидетельствует портрет, но есть глубокая мысль, духовная сила. И артисту веришь, когда на сцене и молодые и старые рабочие называют Сталина ласковым и добрым словом «учитель». Да, именно учитель, вождь, мудрый, мужественный.
Нет нужды пересказывать каждую картину пьесы, пересмотренной и отредактированной Ленинградским театром имени Ленинского комсомола, но хочется особо отметить третье действие спектакля, где и постановщик Г. Товстоногов, и художники И. Вускович и В. Иванов, и весь коллектив театра добились наиболее значительных успехов.
Это картины встречи Нового года, батумской демонстрации и речь товарища Сталина на похоронах убитых полицией демонстрантов. Есть какая-то особая пленительность в новогодней ночи – нелегальной конференции. Длинный, во всю сцену протянутый перед рампой стол дает возможность особенно рельефно создать мизансцены и отдельные группы...
1905 годом Ш. Дадиани заканчивает свою пьесу-эпопею. Драматург и театр в самом конце спектакля переносят нас в Таммерфорс на I Всероссийскую конференцию большевиков, в работах которой И. В. Сталин участвует в качестве делегата от Кавказского союза РСДРП. «На конференции, - как сообщает биографическая хроника,- происходит личное знакомство И. В.  Сталина с В. И. Лениным».
Для изображения этого исторического знакомства-встречи найдены сердечные слова и отличная монументальная форма. Снова во всю глубь раздвинуто пространство сцены, и перспективная декорация просторного зала еще более усиливает глубину. Издали идет быстрыми шагами В. И. Ленин (правдиво изображенный П. Лобановым).  Ленин подходит к ступеням небольшой лестницы. И навстречу ему идет Сталин. «Пламенным колхидцем» называет Владимир Ильич Иосифа Виссарионовича. И как-то очень дружески звучат в спектакле ленинские слова: «По-моему, нам придется долго работать вместе, не правда ли?». И от всего сердца отвечает Сталин: «Всю жизнь, товарищ Ленин, всю жизнь, Владимир Ильич».
И на фоне вновь вспыхнувшего пламени идут вместе вперед величайшие люди мира, и зрители, охваченные восторгом, поднимаются с мест – и нет конца рукоплесканиям...».
("Огонек", 1950, № 2 (8, январь), с. 21).

Комментариев нет: