среда, 23 апреля 2014 г.

"Или птиц перелетная стая нам грядущий посев не сулит..."

"...Иль земля молодая, родная
Мощь побегов в себе не таит?"



60 лет назад в СССР сразу много звёздочек полетело с чекистских погон:
«23 апреля Первый Заместитель Министра Иностранных Дел СССР А. А. Громыко принял Временного Поверенного в делах Австралии в СССР г-на Б. К. Хилла и вручил ему ноту Советского Правительства следующего содержания:
«Правительство Союза Советских Социалистических Республик считает необходимым заявить Правительству Австралии следующее.
3 апреля с.г. третий секретарь посольства СССР в Австралии В. М. Петров, выполнявший в Посольстве консульские и хозяйственные функции, выехав из Канберры в Сидней в служебную командировку, не возвратился в Посольство.
7 апреля Посольство обратилось в Министерство иностранных дел Австралии с просьбой о принятии мер к розыску Петрова. Несмотря на неоднократные напоминания посольства, в течение почти недели Министерство не давало ответа на обращение Посольства.
Произведенной в связи с исчезновением Петрова тщательной ревизией было обнаружено, что Петров путем подлогов присвоил себе крупную сумму государственных денег, совершив, таким образом, уголовное преступление. Требование Посольства, заявленное устно, а затем подтвержденное в ноте от 21 апреля, принять меры к задержанию Петрова, как уголовного преступника, и передать его Посольству, Правительством Австралии до сих пор не удовлетворено.
В то же время австралийские власти начали широкую клеветническую кампанию против Советского Посольства в Австралии и объявили Петрова политическим эмигрантом, ссылаясь при этом на какие-то документы, переданные якобы Петровым, которые могли быть только фальшивками, сфабрикованными по заданию лиц, заинтересованных в ухудшении советско-австралийских отношений.
Более того, австралийские власти предприняли ряд шагов, рассчитанных на дальнейшее обострение отношений с СССР и создание невозможных условий для нормальной деятельности дипломатического представительства Советского Союза в Австралии.
Так, австралийские власти предприняли шаги к организации похищения жены Петрова, которая хотела выехать в Советский Союз. Дело дошло до того, что накануне отъезда Е. А. Петровой в австралийских газетах, в частности, в газете «Сандэй Тэлеграф», было опубликовано сообщение из которого было видно, что австралийские власти принимают меры, чтобы насильственно задержать Петрову в Австралии.
19 апреля Посол Советского Союза Н. И. Генералов посетил исполняющего обязанности Министра иностранных дел Макбрайда и, сославшись на это сообщение австралийской печати, потребовал принять надлежащие меры к предотвращению всяких попыток помешать отъезду Петровой. При этом Посол завил, что если при отъезде Петровой будут приняты какие-либо действия, которые помешают ее нормальному выезду из Австралии, Советское Правительство будет рассматривать такие действия, как насильственное задержание сотрудника Советского Посольства, и вся ответственность за это ляжет на Правительство Австралии.
Несмотря на это, 19 апреля вечером на аэродроме в Сиднее при оттъезде из Австралии Е. А. Петровой, второго секретаря Посольства Ф. В. Кислицына и двух дипломатических курьеров Ф. Н. Жаркова и В. В. Карлинского группа явно подобранных лиц, действовавших в полном контакте с находившимися на аэродроме представителями австралийской полиции, пыталась насильственно захватить Петрову и не дать ей возможности сесть в самолет. При этом некоторые из них, при прямом содействии австралийских властей, набросились на первого секретаря Посольства А. Г. Вислых, его жену Р. В. Вислых, советскую гражданку Н. И. Антонову, прибывших на аэродром проводить указанных советских граждан, а также на Кислицына и советских дипломатических курьеров и применили в отношении их физическую силу. Присутствовавшая при этом австралийская полиция не только не оказала необходимой защиты советским дипломатам от явного произвола и беззакония, но один из полицейских сам нанес удар первому секретарю Вислых.
Поскольку попытка похитить Петрову в Сиднее не удалась, и самолет проследовал в австралийский порт Дарвин, австралийская полиция в этом порту сама прибегла к насильственным мерам с целью задержания Петровой. Ко времени приземления самолета в Дарвине на аэродром прибыл Заместитель администратора Северной Территории Австралии Р. Лейдин с отрядом австралийской полиции. После приземления самолета Петровой, Кислицыну и двум советским дипломатическим курьерам было предложено выйти из самолета, вслед за чем их сразу же окружили полицейские, схватившие Петрову, которая затем была увезена с аэродрома на полицейской машине. Австралийские полицейские, организовавшие по руководством упомянутого Лейдина похищение Петровой, применили насилие в отношении второго секретаря Посольства Кислицына, подвергли принудительному с применением физической силы обыску советских дипломатических курьеров.
Как видно из нескольких публичных заявлений Премьер-министра Австралии г-на Мензиса и других официальных представителей Австралийского правительства, план похищения Петровой был был заранее разработан Австралийским правительством, решившим насильственно задержать Петрову. Так, по сообщению корреспондента агенства Рейтер в Канберре, в своем заявлении от 20 апреля г-н Мензис указал: «Мы организовали дело таким образом, чтобы на аэродроме Маскот (Сидней) находились представители нашего министерства иностранных дел, нашей службы безопасности и службы безопасности этого штата... После и до отъезда г-жи Петровой положение было весьма тщательно рассмотрено министром юстиции, исполняющим обязанности министра иностранных дел, и мной...»
Как явствует из заявления г-на Мензиса, в самолет, в котором следовали сотрудники Советского Посольства и советские дипломатические курьеры, был посажен специальный агент службы безопасности с целью склонить Петрову остаться в Австралии. Г-н Мензис заявил: «Я немедленно дал указание руководителю службы безопасности, чтобы с командиром самолета, в котором уже следовал один агент, согласно заранее принятых нами мерам, поддерживалась связь во время полета, и просил выяснить у г-жи Петровой..., не хочет ли она остаться в Австралии»...
Провокационная шумиха, раздуваемая Австралийским правительством вокруг уголовного преступника Петрова, похищение австралийскими властями сотрудницы Советского Посольства в Австралии Петровой, нападение на советских дипломатов и советских дипломатических курьеров, а также обыск дипломатических курьеров австралийской полицией, причем произведенный с применением физического воздействия, являются грубейшими нарушениями общепризнанных норм международного права и недопустимы при наличии нормальных дипломатических отношений между государствами...
При создавшихся условиях Советское Правительство решило немедленно отозвать Посла СССР в Австралии и весь персонал Советского Посольства. В свою очередь Советское правительство заявляет также о невозможности при таких условиях дальнейшего пребывания в Москве персонала Посольства Австралии»...
("Советский Сахалин", 1954, № 98 (25, апрель), с. 3).

Комментариев нет: