воскресенье, 12 октября 2025 г.

"Стены фабрик, стекла окон..."

"… Грязно-рыжее пальто,
Развевающийся локон —
Всё закатом залито". 
 

65 лет назад в СССР красиво говорила секретарь Дзержинского райкома партии П. М. Булдышкина:
"Нет! — тунеядцам всех мастей
С рабочего собрания на обувной фабрике
Новосибирская обувная фабрика — предприятие, уверенно набирающее темпы. В прошлое ушли дни, когда коллектив не справлялся с производственными заданиями. Теперь это одно из передовых предприятий Дзержинского района. С 22 сентября обувщики трудятся в счет ноябрьского плана. Девятимесячные обязательства выполнены полностью.
Большая часть коллектива — это честные трудолюбивые люди, активные общественники. Лучшие из них — Е. Н. Коваленко, И. В. Чепкасов, М. Ф. Кучерук, М. М. Бочарова. Они и многие другие товарищи изо дня в день перевыполняют нормы, дают продукцию хорошего и отличного качества, повышают свой общеобразовательный, профессиональный уровень.
Но есть еще в большом коллективе и люди недостойные. Это лодыри, прогульщики, пьяницы, бракоделы — все те, кого наш народ, мы с вами называем тунеядцами. Им не место среди нас, этим любителям легкой жизни за чужой счет!
Так говорила секретарь Дзержинского райкома партии П. М. Булдышкина, выступая перед рабочими, инженерами, техниками и служащими обувной фабрики. А тема ее доклада и повестка дня собрания были: "Кто не работает, тот не ест" — великий принцип социализма".
Кто такие лодыри и бракоделы, пьяницы и прогульщики? На первый взгляд, это люди, которые делают хуже самим себе. Прогулял, пропьянствовал, допустил брак — сам и расплачивайся за свои грехи, получай меньше.
Но это только одна сторона дела. Ведь тот, кто недобросовестно относится к работе, пользуется наравне со всеми такими благами социалистического общества, как бесплатные образование и медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, низкая квартирная плата и многими другими. Поэтому и будет справедливо назвать таких людей тунеядцами.
Именно так решался вопрос на собрании обувщиков. Именно это имели в виду выступавшие в прениях рабочие и служащие, когда они называли имена тех, кто мешает честным людям спокойно трудиться и жить.
— Доппельщик Герман два года назад понес заслуженное наказание за то, что присвоил деньги, заработанные рабочими в колхозе, — сказал прораб Н. П. Григоренко. — Но урок ему не пошел впрок. Недавно Герман пытался украсть 20 пар подошв, за что был осужден товарищеским судом. Но и это серьезное предупреждение не дошло до тунеядца. Он продолжает пьянствовать. На днях будучи пьяным он сорвал работу коллектива всей поточной линии. Пора прямо сказать Герману: или ты бросишь свои штучки, или тебе нет места среди нас!
Выступавшие клеймили позором других лежебок и рвачей. Это главный бухгалтер Прохоров, который за короткий срок успел зарекомендовать себя беспардонным хапугой. Продав свой дом, он самовольно вселился в служебное помещение и, подделав документы, оформил прописку. Это — Глинский, бывший заведующий складом, за систематические прогулы и пьянство пониженный в должности. Это — отдельщики Рябинкин и Кутафин, которые нередко появляются в цехе изрядно навеселе и мешают работать соседям.
— Строго соблюдать дисциплину труда, — говорил директор фабрики М. Ф. Щигрев, — это первейшая обязанность каждого работника не только перед самим собой, но и перед своим коллективом, перед социалистическим государством. Особенно остро стоят вопросы дальнейшего укрепления трудовой дисциплины сейчас, когда вводится семичасовой рабочий день. Испытанный метод исправления нерадивых — общественное воздействие коллектива. Нельзя сбрасывать со счета и силу личного примера передовых рабочих.
Партийные и общественные организации фабрики совместно с администрацией ведут большую воспитательную работу. Результаты ее видны в каждое цехе. Немало людей поставлено здесь на путь честного, добросовестного труда. Вот что рассказала, например, закройщица Е. Н. Коваленко, работающая на участке, коллектив которого борется за звание коммунистического.
— Сейчас можно смело сказать, что на нашем участке, действительно, все — за одного, а один — за всех. Это относится и к работе, и к другим сторонам жизни коллектива. А ведь совсем недавно картина была другая. Были и у нас пьяницы и прогульщики. Вот хотя бы Кокорин и Коцуба. Пусть они не обижаются, что я их называю. Другим на пользу пойдет. Да они еще и сами не забыли время, когда с ними никакого сладу не было. Зато, когда за них взялся весь коллектив, когда мы создали вокруг них нетерпимую обстановку, они взялись за ум. А приятель их Дружинин, тот увидел, что добра ему при его поведении не видать, и уволился.
— Или вот, перевели на наш участок Кащеева. Тоже был одним из завсегдатаев вытрезвителя. Сперва мы отнеслись к нему настороженно. Но Кащеев, видимо, сразу понял, что с прежним ему надо кончать, иначе придется плохо. И исправился. Сейчас он хороший товарищ, примерный работник.
Коллектив — великая сила. Особенно возросла его воспитательная роль в наши дни, когда отменена судебная ответственность за прогулы и тому подобные проступки, когда по всей стране широко и могуче разлилось движение ударников и коллективов коммунистического труда. И если каждый честный трудящийся во весь свой голос прямо и открыто скажет "нет" тунеядцам и прихлебателям всех мастей, им не останется места в нашем социалистическом обществе.
Новосибирские обувщики сказали это коротенькое решительное слово: нет — лодырям, нет — прогульщикам и пьяницам, нет — всем, кто тянет нас назад, возрождает пережитки проклятого прошлого.
В постановлении, принятом на рабочем собрании, говорится: "Одобрить и принять к неукоснительному исполнению великий справедливый принцип социализма — "Кто не работает, тот не ест".
А. Праздников".
("Вечерний Новосибирск", 1960, № 244 (13 октября), с. 3)
.

Комментариев нет: