пятница, 7 марта 2025 г.

"Зачеркнуть бы всю жизнь да сначала начать..."

"... Полететь к ненаглядной певунье своей...
Да вот только узнает ли Родина-мать
Одного из пропащих своих сыновей?"


55 лет назад мечтала попасть в СССР на свадьбу Лёни семья Зильберштейнов:
"Земля обетованная" без прикрас
Под таким названием в Киеве издан сборник рассказов и писем людей, которым довелось своими глазами увидеть "райскую" жизнь в Израиле. Некоторые советские граждане еврейской национальности отправились туда, поверив сладким посулам сионистской пропаганды. Но очень скоро наступило горькое разочарование: множество писем из "земли обоетованной" заканчиваются страстной мольбой к родным и знакомым: "Помогите возвратиться на Родину!"
Мы помещаем в переводе с украинского отрывки из опубликованных в сборнике свидетельств очевидцев.
"Земля обетованная" без прикрас. Свидетельсгва очевидцев о жизни в Израиле. Политиздат Украины (на украинском языке). Киев, 1969. 102 стр. Составители: М. Т. Фридель, В. М. Калинович, С. М. Фельдман.
Ежедневно я слушал радиопередачи из Тель-Авива, пишет М. Сирота, и мне казалось, что мой брат Герман, уехавший туда, прав. Сладко рассказывали дикторы о молодом израильском государстве — этом "облюбованном богом уголке" .
Прибыла мы в Тель-Авив. Я ожидал, что нас встретят и устроят. Где там! Подбежал к нам какой-то чиновник и распорядился: пусть каждый идет к тому, кто его сюда вызвал. Значит, если бы не брат, не знал бы,  где и переночевать...
И что же я увилел? Герман живет в тесной низенькой хатенке. Кухня служит спальней. Меня устроили в каком-то чулане.
Мне обещали, что сразу дадут работу, но свободных мест нигде не было. Нужно иметь протекцию, чтобы устроиться. Долго ли сидеть на шее брата, есть его хлеб? Чтобы никто из родственников меня не попрекал, решил ходить на службу вместо брата. Он работал сторожем в политехническом училище...
Особенно поразила меня одна встреча. Смотрю как-то, а возле автобусной станции кто-то очень знакомый стоит, бублики продает. Да ведь это же Эйдельман! Тот самый, кто меня "агитировал" ехать в Израиль. В куценьких штанах, замусоленном пиджаке. Вот ты какая птица! Злость меня взяла. Я спрашиваю его:
— Что ж ты, старый черт, меня заманил сюда?
— А разве ты своего разума не имеешь?
— Спасибо дурной голове, теперь имею,— ответил ему.— Постыдился бы! Старый человек, в бога веруешь, а так обмануть!
— Разве я тебе все по своей воле наговорил! Все мы так вынуждены говорить.
                                                                             *
Мне говорили, свидетельствует Г. Цимет: "Что ты тут сидишь, выезжай в Израиль. Вот где жизнь!"
Так расписали мне жизнь в Израиле, что я поверил. Но когда мы приехали в Израиль, увидели совсем другое. Нет, я не ожидал роскошной жизни без труда. Ведь я человек рабочий. Но, приехав в Израиль, сразу увидел, кула попал. Нас поселили в деревянном бараке, где было множество клопов. Мы думали, что это  временно: найдем работу, и все наладится. Но этим надеждам не суждено было сбыться. Десять лет, прожитых в Израиле, были годами блужданий в поисках работы, годами жизни в грязных бараках, годами голода. Стыдно даже признаться, приходилось нищенствовать.
Вот что я хочу сказать: девяносто девять процентов тех, кто приезжает в Израиль из Советского Союза, хотят возвратиться на родину. Но это не простое дело. Мне посчастливилось.
                                                                               *
Не сразу удалось мне найти работу после приезда в Израиль, делится своими впечатлениями о жизни в Израиле В. Авербух. Только через месяц я получил место ремонтника в гараже, который обслуживает несколько кибуцев (так называемых сельскохозяйственных кооперативов). Плата за труд в большой мере зависит от воли хозяина. Но везде иммигранты получают за одинаковую работу значительно меньше, чем коренные жители. Меня особенно поразил господствующий в Израиле дух стяжательства, отсутствие элементарного товарищества.
Волчьи законы в этой стране. Никому до тебя нет дела, даже если ты на краю гибели.
                                                                                 *
Так называемые "коренные израильтяне" молятся в одной синагоге, а приезжие — в другой, пишет М . Розенталь. Никогда не думала, что здесь, в еврейском государстве, население разделяется на "чистых" и "нечистых", на "истинных евреев" и людей "второго сорта".
Люди, которые приехали в Израиль из стран Восточной Европы, не пользуются здесь равными правами с "сабра". "Истинные евреи", или "сабра", имеют в Израиле наибольшие привилегии. На втором месте —так называемые "чистые евреи", которые принадлежат к испанскому типу. Евреи из восточноевропейских стран здесь объявлены "неполноценным биологическим видом".
                                                                                    *    
Я никогда не прощу себе того, что сделала, жалуется на свою судьбу П. Фаерштадт. Все тут совсем не так, как нам расписывали!.. Очень тоскуем по родине. Я плачу и плачу... Нет родины. И это угнетает, печалит...
...Скажите всем — пусть не глупят и не едут сюда. Скажите это тем, кто помешался на Израиле. Я никогда себе не прощу, что приехала сюда.
                                                                                     *
Вы пишете, что хотели бы видеть нас на свадьбе Лени, говорится в письме, присланном семьей Зильберштейнов. Мы еще больше этого желаем, но это невозможно. Мы за тридевять земель, на другом континенте, и вырваться отсюда, наверное, никогда не сможем. Даже страшно подумать. И все же, хотя нет надежды, мы просим. Помогите нам в этом. Мы здесь бессильны.
В квартире страшно холодно, а пол цементный. Почти 99 процентов жильцов болеют ревматизмом. И нам того не миновать.
Хочется только домой и больше ничего. Помогите. Век не забудем".
("Правда", 1970, № 67 (8 марта), с. 5)
.

Комментариев нет: