суббота, 1 марта 2025 г.

"Не за теми дальними морями..."

"... Не за той туманною волной
Наша доля ходит вместе с нами
По советской, по стране родной"
.
 

75 лет назад романтическая приподнятость была свойственна советскому кинорежиссеру Пырьеву:
"Кино
Счастье колхозной жизни
Новый цветной художественный фильм "Кубанские казаки". Постановка И. Пырьева, сценарий Н. Погодина, главный оператор В. Павлов. Музыка И. Дунаевского. Художники: Ю. Пименов, Г. Турылев, Б. Чеботарев. Производство киностудии "Мосфильм".
На экраны кинотеатров вышла новая цветная музыкальная кинокомедии "Кубанские казаки". В этом веселом, увлекательном фильме, поставленном режиссером И. Пырьевым по сценарию Н. Погодина, запечатлена подлинная реальная кубанская колхозная действительность. Однако фильм рассказывает не только о привольной и счастливой жизни кубанского казачества,—он говорит о всей советской колхозной деревне, о силе и крепости колхозного строя, о славе колхозного труда, о нашей советской действительности, возвысившей простого человека, строителя коммунизма.
Вся картина проникнута пафосом труда. Актеры воочию увидели прототипы своих героев, их большую красочную жизнь, созидательно-творческий труд. Можно с уверенностью сказать, что уборка колхозных полей в Краснодарском крае, изумительные пейзажи прикубанской плодородной поймы, прорезанной живительными линиями полезащитных полос, позволили постановщикам фильма показать советским зрителям исключительные по красоте и мощи картины колхозного труда, открывающие фильм. Вдохновенно работают люди, могучим золотым потоком льется зерно. И эта красочные, великолепные по своей живописности виды чудесно дополняет искрометная песня, повторенная не только работающими на уборке людьми. Ее мелодия вплетается в движение колонны автомобилей, в шум и грохот степных кораблей — комбайнов, в непрестанное течение зримого, тяжелого пшеничного зерна.
Вот она — наша колхозная радостная жизнь! Вот они—какие загорелые, бодрые, мускулистые, с горящими глазами земледельцы, мои соратники по общему делу, мои друзья в победном движении к коммунизму!
Советская власть вооружила колхозное крестьянство могучей, невиданной техникой, сделала труд крестьянина свободным и счастливым. Именн таким он и показан в фильме.
Мы видим содружество людей разного возраста, могучую симфонию современных земледельческих машин, атаковавших величественные степные океаны, на которых волнуются созревшие злаки.
Творческий коллектив фильма в толковании того или иного образа отталкивался от живых впечатлений нашей действительности. Это помогло ему обогатить каждый образ запоминающимися чертами, вдохнуть в него живую душу, рельефно показать не только внешние особенности характера, но и богатый внутренний, духовный мир людей.
Изучив жизнь современной кубанской станицы, авторы фильма сумели показать новую, колхозную Кубань ярко и вдохновенно, отразить в живой, увлекательной и доходчивой форме ее сегодняшнюю жизнь. В картине как бы сказано: "Вот новые отношения, сложившиеся между людьми в кубанской станице в результате правильной политики большевистской партии и советской власти! Вот, смотрите, какова одна из прославленных житниц нашей Родины — советская Кубань и ее люди, радуйтесь вместо с ними, следуйте их примеру в труде и здоровом соревновании! Вот как они живут, трудятся, веселятся, любят, страдают! Вот как выросли наша советская Кубань и ее преданные сыны, вставшие на путь, отечески указанный Лениным и Сталиным".
В каком далеком прошлом остались черты быта, характеризовавшие старую кубанскую станицу с ее индивидуализмом и сословной рознью, зачастую внушавшей  вражду к соседям, разрушавшей семейно- бытовые привязанности!
Мне хорошо известно прошлое и настоящее Кубани. И хочется разобраться в собственных впечатлениях от этой картины, заставляющей, несмотря на отдельные недостатки, забывать о них и неотрывпо следить за развитием событий, волноваться и радоваться.
В чем же удача фильма?
Прежде всего в пленительных качествах человеческого, советского характера, столь удачно запечатленных на экране. Зритель видит наших замечательных людей, живущих полнокровной творческой жизнью, новые отношения, складывающиеся в колхозном быту.
Сюжет фильма развивается на фоне колхозной осени. Осень, золотая и пахучая! Тяжелое, литое зерно наполняет элеваторы, семенные и фуражные хранилища и закрома колхозников. Пряные до одурения жнивья, подкрашенные свежей зеленью отавных трав, еще лежат, как нарисованные акварелью, на неоглядных равнинах, накрытых иссиня-ясным небом золотой южной осени... Именно в это здоровое время, завершающее напряженный год веселыми ярмарками, гуляньями я свадьбами, знакомимся мы с героями фильма — с председателями двух колхозов, которые умело "вожакуют" на колхозных полях,—Галиной Ермолаевной Пересветовой (арт. М. Ладынина) и Гордеем Гордеевичем Вороном (арт. С. Лукьянов),— с лучшей стахановкой полей, чернобровой, украшенной звездой Героя Социалистического Труда Дашей Шелест (арт. К. Лучко) и таким же чернобровым джигитом Николаем (арт. В. Давыдов), с колхозным завхозом Антоном Петровичем (арт. В. Володин).
Мы хорошо знаем, что эти праздничные картины, могучее колхозное изобилие — результат большого плодотворного труда советских патриотов.
Образ председателя колхоза, бывшего фронтовика Гордея Ворона, созданный С. Лукьяновым, правдив, точен во всех деталях,— в настоящем кубанском говорке, ласкающем слух и вызывающем добрую улыбку, в уменье — в мимике, движении — перевоплотиться в настоящего кубанского казака. А характер, повадки кубанского казака чрезвычайно своеобразны, и в трактовке образа, подобного Ворону, можно было легко сфальшивить.
Галина Пересветова, председатель колхоза, предстает перед нами в исполнении М. Ладыниной, как умная, внешне строгая, деловая женщина. Ее кругозор широк и разносторонен. Пересветова—новая женщина нашей советской деревни, новая во всем: в государственном отношении к своим обязанностям и в своем желании наказать нерадивых людей (случай с продажей недоброкачественных хомутов), в своих возросших культурных запросах, в заботах о быте колхозников.
Гордей Ворон, которого она тайпо любит, тоже рачительный хозяин колхоза, буйный и застенчивый, вспыльчивый и отходчивый, не умеющий иногда перебороть старую закваску кубанского казачьего характера.
И когда в картине развиваются, крепнут и жизненно правдиво завершаются судьбы двух пар, старшей — Пересветовой и Ворона и молодой—Даши и Николая, это не выглядит, как трафаретный сюжетный ход. Мы верим в характер Галины Ермолаевны Пересветовой, не прощающей несколько высокомерного отношения к себе со стороны давно полюбившегося ей Гордея Ворона. Она не допустит никаких скидок, противоречащих принципам новых, истинно социалистических отношений между мужчиной и женщиной. "Я пойду за тебя,— как бы говорит Галина Пересветова, — если ты, Гордей Гордеевич, увидишь во мне во всем равноправную с тобой советскую женщину".
...Вот другая пара — Даша Шелест (арт. К. Лучко) и Николай (В. Давыдов). Мы видим их крепнущую симпатию друг к другу, слышим чудесный разговор этих молодых колхозных интеллигентов, говорящих не только умно и содержательно, но и языком новой станицы, далеким от прежнего диалекта. Их любви препятствуют только внешние причины: нежелание Ворона отпускать из своего колхоза такую знаменитость, как Даша. Правда, с самого начала фильма мы не верим, что это может помешать им, и с улыбкой наблюдаем развитие конфликта. Мы знаем, что Ворон не имеет права отказать Даше. Пусть он артачится, подсылает "своего" жениха, соперника Николая,— Васю Тузова (арт. А. Петров).
Пусть даже джигит Вася Тузов пришел бы не вторым, а первым к финишу на колхозных скачках, но любви Даши и Николая все равно не разрушить.
В фильме даны были возможности развернуться дарованию актера Ю. Любимова, подкупающе искренне сыгравшего роль Андрея, молодого дружка Николая и его "свата". Остается пожалеть, что так обеднен в фильме талантливый актер Б. Андреев, выступивший в роли Феди Груши.
А вот артистка Е. Савинова сумела в небольшой, эпизодической роли хохотушки Любочки найти такие краски, что созданный ею образ кубанской дивчины живет, запоминается.
В картине хорошо показана руководящая, созидательная, вдохновляющая роль партии. Секретарь райкома партии Корень, которого играет А. Хвыля, появляется немного, но мы видим, что он не только интересуется политической, производственной жизнью колхозов, но и проявляет заботу о личных судьбах людей. Так и бывает в действительности. Стоит несколько часов посидеть в кабинете секретаря любого сельского райкома или поездить с ним по полям и таборам, чтобы воочию убедиться в разносторонней, многогранной заботе партии о нашем народе.
Следует особо отметить рост режиссерского мастерства И. Пырьева. Он умеет зорко видеть и отражать средствами киноискусства нашу прекрасную жизнь, ее радости, ее красоту, умеет отыскать лучшие черты человеческих характеров. Творчество Пырьева патриотично, его фильмы всегда дышат оптимизмом, ему свойственна романтическая приподнятость в лучшем смысле этого слова. Фильм "Кубанские казаки" говорит о больших возможностях комедийного жанра в советском кино. Веселые, жизнеутверждающие комедийные фильмы неизменно пользуются широкой популярностью у советских зрителей.
Постановщик фильма сумел сплотить творческий коллектив, и это помогло ему наиболее полно решить поставленную перед собой задачу. Сценарий Н. Погодина, написанный с хорошим знанием жизни, с большой любовью к труженикам колхозных полей, проникнутый теплым юмором, в значительной степени предопределил большую удачу фильма. Однако успех фильма стал возможен не только благодаря продуманной работе сценариста и режиссера, но и благодаря автору музыки фильма И. Дунаевскому, благодаря оператору В. Павлову и художникам, благодаря хорошим песням, написанным таким замечательным поэтом, как М. Исаковский, а также М. Вольпиным. Все они глубоко прониклись идеей фильма и выразили ее средствами своего искусства. Фильм "Кубанские казаки" знаменует собой новый значительный успех, советской цветной кинематографии.
Это произведение является яркой и убедительной пропагандой колхозного строя.
Оно говорит о превосходстве коммунистической системы воспитания человека, гармонической связи жизненных интересов народа с интересами своей Родины, своего родного государства, о силе и могуществе колхозного строя.
Можно поздравить советское киноискусство с еще одной значительной победой.
Аркадий Первенцев".
("Правда", 1950, № 60 (1 марта), с. 5)
.

Комментариев нет: