воскресенье, 9 августа 2020 г.

"Шумит на ветру наше красное знамя..."


"...Бессмертна в веках наша правда святая.
Видны наши звезды в далеком Вьетнаме,
В Париже, на Ганге, в долинах Китая".


30 лет назад у советских людей появилась наконец впервые возможность практически безнаказанно материть свою пограничную охрану:
"Калитка вместо ворот
Сообщаем подробности
За долгие годы отдельный контрольно-пропускной пункт "Брест" завоевал право величаться западными воротами СССР, а территория перед знаменитым Варшавским мостом — первыми пядями советской земли. Сегодня, увы, прежде цветущая дорога к ОКПП превращена в многокилометровую суперпомойку, а сами "ворота"  в узенькую калитку, за возможность втиснуться в которую идет жесточайшая борьба.
Несколько раз после правительственного решения о том, что начиная с 1-го, а затем с 10 августа государственная граница будет фактически перекрыта, многокилометровая автомобильная очередь оказывалась на грани взрыва. Люди в зеленых фуражках, работающие не покладая рук, услышали в эти дни столько брани, проклятий в их адрес, сколько, пожалуй, не знала вся пограничная охрана за десятилетия своего существования. Особенно достается начальнику ОКПП полковнику П. Ипатову — все требуют его, "главного"... Вот атакует Петра Васильевича энергичная узбечка:
— Почему не пропускаешь мою семью? У меня малыши, я многодетная мать, мое право быть вне очереди! Помоги достать билеты назад в Ташкент или в Москву.
Еще возгласы:
— Ничего ведь нет, а где обедать? Где селиться? Гостиницы нет, давай угол в казарме, будем ютиться возле твоих солдат, начальник...
Петр Васильевич числится в отпуске, на деле же он остается на своем горячем посту, гасит бесконечные конфликты.
— В прошлом году рекордным был день, когда мы пропустили в Польшу 150 машин,— рассказывает П. Ипатов,— Уже тогда граница задыхалась, мы ставили вопрос об увеличении ее пропускной возможности. Но все осталось по-прежнему. И сейчас с улыбкой вспоминаем былое — случается, ОКПП переходит до полутора тысяч автолюбителей. Личный состав испытывает огромные перегрузки.
То же самое можно сказать и о людях, которые во что бы то ни стало хотят пересечь Варшавский мост до 10 августа. Чтобы представить царящую здесь атмосферу, приведем всего лишь несколько фактов: цена железнодорожного билета до Варшавы взвинчена перекупщиками до 500 рублей при фактической стоимости 7,5; канистра бензина - четвертной; место в очереди перед воротами продается за 300—500 рублей; бутылка "пепси-колы" пятерка; водки — два  червонца с хвостиком; пачка "Орбиты" трояк...
Сам Брест, обычно чарующий уютной зеленью и чистотой, сейчас серый, вытоптанный, замусоренный город с пустыми прилавками и витринами, наводненный угрюмыми людьми. Налицо рост социальной напряженности. Тем
удивительнее, что и сегодня не стоит вопрос о придании Бресту статуса туристического города, что помогло бы решить ряд острых проблем.
Местное население где-то соглашается, что рынок надо спасать от тотального опустошения, а потому процесс перехода ограничен, нуждается в корректировке. Но все наши собеседники одновременно считали, что принятое правительством решение одностороннее — оно не ограничивает въезд и выезд польских туристов. На практике это означает, что монополия на переброску через границу и торговлю советскими дефицитными товарами отныне переходит в одни руки. А наши магазины как были, так и останутся полупустыми Вот почему брестчане едины во мнении: принятое правительственное решение — еще один пример того, как мы не умеем прогнозировать возможные последствия создаваемой ситуации. А пора бы владеть наукой предвидения. Печальных опытов уже больше, чем достаточно...
А. Суворов.
(Корр. газеты "Заря")
А. Улитенок.
(Корр. "Правды")
г. Брест".
("Правда", 1990, № 220 (8 августа), с. 6).

Комментариев нет: