"...Бессмертна
в веках наша правда святая.
Видны наши
звезды в далеком Вьетнаме,
В Париже, на
Ганге, в долинах Китая".
30 лет назад
у советских людей появилась наконец впервые возможность практически
безнаказанно материть свою пограничную охрану:
"Калитка
вместо ворот
Сообщаем
подробности
За долгие
годы отдельный контрольно-пропускной пункт "Брест" завоевал право величаться западными воротами СССР, а
территория перед знаменитым Варшавским мостом — первыми пядями советской земли.
Сегодня, увы, прежде цветущая дорога к ОКПП превращена в многокилометровую суперпомойку,
а сами "ворота" — в узенькую калитку, за возможность втиснуться в
которую идет жесточайшая борьба.
Несколько
раз после правительственного решения о том, что начиная с 1-го, а затем с 10
августа государственная граница будет фактически перекрыта, многокилометровая
автомобильная очередь оказывалась на грани взрыва. Люди в зеленых фуражках, работающие
не покладая рук, услышали в эти дни столько брани, проклятий в их адрес,
сколько, пожалуй, не знала вся пограничная охрана за десятилетия своего
существования. Особенно достается начальнику ОКПП полковнику П. Ипатову — все требуют
его, "главного"... Вот атакует Петра Васильевича энергичная узбечка:
— Почему не
пропускаешь мою семью? У меня малыши, я многодетная мать, мое право быть вне
очереди! Помоги достать билеты назад в Ташкент или в Москву.
Еще
возгласы:
— Ничего
ведь нет, а где обедать? Где селиться? Гостиницы нет, давай угол в казарме,
будем ютиться возле твоих солдат, начальник...
Петр
Васильевич числится в отпуске, на деле же он остается на своем горячем посту,
гасит бесконечные конфликты.
— В прошлом
году рекордным был день, когда мы пропустили в Польшу 150 машин,— рассказывает
П. Ипатов,— Уже тогда граница задыхалась, мы ставили вопрос об
увеличении ее пропускной возможности. Но все осталось по-прежнему. И сейчас с улыбкой
вспоминаем былое — случается, ОКПП переходит до полутора тысяч автолюбителей.
Личный состав испытывает огромные перегрузки.
То же самое
можно сказать и о людях, которые во что бы то ни стало хотят пересечь
Варшавский мост до 10 августа. Чтобы представить царящую здесь атмосферу,
приведем всего лишь несколько фактов: цена железнодорожного билета до Варшавы взвинчена
перекупщиками до 500 рублей при фактической стоимости 7,5; канистра бензина -
четвертной; место в очереди перед воротами продается за 300—500 рублей; бутылка
"пепси-колы" — пятерка; водки — два червонца с хвостиком; пачка "Орбиты" — трояк...
Сам Брест,
обычно чарующий уютной зеленью и чистотой, сейчас серый, вытоптанный,
замусоренный город с пустыми прилавками и витринами, наводненный угрюмыми
людьми. Налицо рост социальной напряженности. Тем
удивительнее,
что и сегодня не стоит вопрос о придании Бресту статуса туристического города,
что помогло бы решить ряд острых проблем.
Местное
население где-то соглашается, что рынок надо спасать от тотального опустошения,
а потому процесс перехода ограничен, нуждается в корректировке. Но все наши
собеседники одновременно считали, что принятое правительством решение одностороннее
— оно не ограничивает въезд и выезд польских туристов. На практике это
означает, что монополия на переброску через границу и торговлю советскими
дефицитными товарами отныне переходит в одни руки. А наши магазины как были,
так и останутся полупустыми Вот почему брестчане едины во мнении: принятое
правительственное решение — еще один пример того, как мы не умеем прогнозировать
возможные последствия создаваемой ситуации. А пора бы владеть наукой
предвидения. Печальных опытов уже больше, чем достаточно...
А. Суворов.
(Корр.
газеты "Заря")
А. Улитенок.
(Корр. "Правды")
г. Брест".
("Правда",
1990, № 220 (8 августа), с. 6).
Комментариев нет:
Отправить комментарий