четверг, 13 августа 2020 г.

"Мы славим жизнь, грядущее за нами..."


"...Плывет навстречу солнцу шар земной,
И гордо реет Ленинское Знамя
Над нашей замечательной страной!"


55 лет назад в СССР некоторые письма групп ударников коммунистического труда подымали вопросы общественного характера:
"С кого Вы пишете портреты?
Письмо ударников коммунистического труда писателю В. Аксенову
Уважаемый товарищ Аксенов!
Заботясь о молодежи, наш коллектив наметил ряд мер, направленных к расширению кругозора молодых товарищей, к воспитанию их в духе морального кодекса строителей коммунизма. Вполне понятно, что в числе многих средств, которые полезны для этого, мы взяли "на вооружение" и литературу, памятуя слова Максима Горького: "Всему лучшему, что есть во мне, я обязан книгам".
Обратились мы и к Вашему рассказу "Товарищ Красивый Фуражкин", помещенному в журнале "Юность" (№ 12 за 1964 г.). Нас привлекло то, что рассказ написан о ялтинских водителях такси.
Мы прочитали его и, признаемся, испытали глубокое огорчение. Героем его вы сделали жулика и откровенного рвача, некоего дядю Митю, человека подлого в моральном смысле—подонка...
Мы понимаем, что писатель вправе выбрать любого героя, хорошего или плохого. Мы также знаем, что шоферы не ангелы. Есть в нашей среде люди нечестные и несознательные. Но мы понимаем и то, что Вы написали не фельетон о конкретном носителе зла, а рассказ, что Ваш дядя Митя—образ собирательный. Но так ли?
Посмотрите, как получилось: всему злу, заключенному в дяде Мите, противостоит только милиционер "в красивой фуражке". А водители, сослуживцы дяди Мити? Из них в рассказе заметнее всего выделяется Жора Борбарян, такой же рвач, как и дядя Митя. Он тоже "подметки рвет". Стало быть, обобщение еще больше усиливается. А о людях хороших Вы и словечком не обмолвились. Не заметили их? Вот это-то нам и обидно...
Говорят, что у писателя есть записная книжка, в которую он заносит наблюдения и факты. Если не поленитесь, запишите. В нашем коллективе сто ударников коммунистического труда. 82 — ветераны крымских дорог. Тридцать водителей Ялтинского таксомоторного парка являются общественными автоинспекторами, т. е. им дано такое же право, как и инспектору ГАИ "в красивой фуражке".
Или вот такие примеры. Наш товарищ водитель такси Анатолий Марков подобрал на улице больную женщину и отвез ее в скорую помощь на своей машине, не взяв ни копейки. Пассажиры порой забывают в такси ценные вещи, фотоаппараты или сумочки с деньгами и документами. Как правило, эти вещи не пропадают, их возвращают владельцам через стол находок, а водители Грабарь, Супрунов сами разыскивали пассажиров, чтобы вернуть им пропажу...
Подводя итоги за 1964 год (как раз тот год, когда Вы писали о дяде Мите), Ялтинский горком КП Украины и Ялтинский горисполком присвоили нам звание "Коллектива высокой культуры". Поймите нас правильно: это не хвастовство, а констатация фактов.
Шоферы—это рабочие, им тоже дорога рабочая честь. И мы за нее боремся. Мы хотим, чтобы слово "таксист" произносили с уважением наряду со словами "сталевар", "шахтер", "хлебороб".
Мы верим, что Вы не по злому умыслу оговорили несколько сотен хороших ребят. И поверьте, что к таким ловкачам, как Ваш дядя Митя, у нас в коллективе нетерпимое отношение. Но Вы-то об этом, судя по всему, не знали.
Мы предполагаем Ваше возражение: дескать, коль скоро вы, товарищи, прониклись негодованием — значит цель достигнута. Вы не станете следовать дурному примеру дяди Мити.
Но поймите, раз Вы создали обобщенный образ ялтинского шофера-рвача, то это бросает какую-то тень и на весь наш коллектив. И обиднее всего, что написал так писатель талантливый, дорогой нам. А журнал "Юность", напечатавший этот рассказ, как нам думается, не преподал юношеству доброго примера.
Мы не собираемся указывать Вам, как писать. Каждому — свое. Но хочется, чтобы Вы писали правду, а правда не в дяде Мите, а в тех, кто честно работает.
С неизменным уважением к советским писателям, по поручению коллектива Ялтинского таксомоторного парка, ударники коммунистического труда:
В. Портнов, В. Косарев, П. Коваль, В. Зубенко, А . Кречет и др.
От редакции: Публикуя письмо группы ударников коммунистического труда, водителей Ялтинского таксомоторного парка писателю В. Аксенову, редакция полагает, что это письмо выходит за рамки частной переписки читателей с писателем и подымает вопрос общественного характера — о соответствии литературы с жизнью, о правдивом изображении нашей действительности.
Конечно, писателю принадлежит полное право самому выбирать тему и героев литературного произведения. Верно и то, что наряду с утверждением нового, светлого о нашей жизни литература призвана вести решительную борьбу с  пережитками прошлого, со всем тем, что мешает нам успешнее идти вперед по пути к коммунизму.
Однако едва ли можно считать нормальным такое положение, когда некоторые наши писатели, особенно молодые, сосредоточивают все свое внимание на негативном изображении современности, проявляют интерес главным образом к  описанию темных сторон действительности, к смакованию душевной растерянности и неустроенности своих героев, искажая таким образом общую картину жизни советского общества.
В свое время общественность справедливо указывала на преобладание таких негативных тонов в деревенском очерке А. Яшина "Вологодская свадьба", в рассказе А. Солженицына "Матренин двор". Недавно на пленуме Ленинградского
горкома КПСС, обсуждавшем работу ленинградских писателей, столь же справедливо подверглись критике произведения молодых литераторов А. Битова и Г. Горышина именно за чрезмерную приниженность и растерянность изображаемых ими героев.
Критика эта относится не только к писателям, но и к издательствам, к  литературно-художественным журналам. Особым пристрастием к публикации "негативных" произведений в последнее время отличается журнал "Новый мир", самое название которого предполагает утверждение нового, светлого в нашей жизни. Не всегда требователен в отборе материалов и журнал "Юность", призванный воспитывать наше юношество на героических примерах жизни советского общества.
Многое в смысле направления развития литературы и искусства по пути, указанному Программой КПСС, могла бы сделать наша литературная критика. Но, к сожалению, она не всегда достаточно принципиально и глубоко откликается на явления литературной жизни. Между тем художественная литература, как справедливо полагают авторы письма, должна всемерно способствовать воспитанию нового человека, активного строителя коммунистического общества".
("Известия", 1965, № 191 (13  августа, московский вечерний выпуск), с. 4).

Комментариев нет: