"...Должны мы срочно подписать секретный договор".
70 лет назад
свой главный подарок советским кинозрителям сделал Михаил Ильич Ромм:
"Кино
"Секретная миссия"
Новый
художественный фильм
"Секретная миссия". Новый художественный фильм.
Производство киностудии "Мосфильм". Авторы сценария — К. Исаев, М. Маклярский.
Постановка М. Ромма, главный
оператор—Б. Волчек, композитор—А. Хачатурян.
Через день
после предательского нападения фашистской Германии на Советский Союз Трумэн,
тогдашний сенатор конгресса Соединенных Штатов, в припадке откровенности
выболтал планы реакционных кругов США и Великобритании.
"Если мы увидим, что выигрывает Германия,— говорил Трумэн.— то
нам следует помогать России,
а если проигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и , таким
образом, пусть они убивают как можно больше".
Уже в ходе
войны наиболее реакционные политики Англии и США, обеспокоенные укреплением
могущества и международного авторитета СССР, вели с немецкими фашистами
секретные переговоры, подготавливали объединение империалистических сил для
совместной борьбы против Советского Союза.
Новый
художественный фильм "Секретная миссия" убедительно разоблачает эти происки
англо-американских империалистов.
Действие
картины происходит в самом конце Великой Отечественной войны. Два
американца—сенатор и разведчик—с фальшивыми португальскими паспортами в кармане
зимой 1945 года, как рассказывает фильм, пересекли океан и прибыли в Берлин. Их
привела сюда забота о спасении германского милитаризма, который отныне
должен был поступить в услужение милитаризму американскому.
В фашистской
Германии сенатор имеет все основания чувствовать себя, как дома.
Ему незачем
выбирать выражения в беседах с Гиммлером, который давно продался американцам, с
английским шпионом Борманом, который только ищет удойного случая перепродаться
более богатым хозяевам.
Полное
понимание своей "секретной, но дружественной
миссии" встречает "гость" у немецких
промышленников и банкиров. Заокеанские монополии в ходе второй мировой
войны наживались на том, что тайно помогали промышленным кругам вражеской
страны. Вот почему на секретном совещании у Круппа Шахт может
благодарить
американских "друзей" за ценную поддержку. И хотя
военное поражение Германии означает дли немецких промышленников потерю позиций
на мировом рынке, многообещающая встреча и тайный сговор с сенатором сулят им в
недалеком будущем возрождение германской промышленности, как арсенала Западной
Европы.
Так
завершается полный круг предательств и измен. Немецкие фашисты и немецкие
банкиры торгуют Германией, предают немецкий народ. В свою очередь англичане и
американцы предают интересы антигитлеровской коалиции, предают тем самым свои
народы, которые требовали полного уничтожения фашизма.
Обратившись
к советскому командованию с просьбой помочь англо-американским войскам,
панически отступающим в Арденнах, и получив от товарища Сталина ответ, Черчилль
выдает сроки русского наступления американцам. Сенатор, ханжески вздыхая о
нарушении "союзнического долга", выдает в подземном кабинсто Гиммлера эти сроки
фашистской клике. Под предлогом готовящегося наступления русских он требует
провести секретную капитуляцию на Западе, перебросить германские дивизии на
Восточный фронт, чтобы англо-американские войска могли беспрепятственно пройти через
Германию и занять Польшу, Чехословакию, Австрию, Венгрию раньше русских.
Невиданное
по масштабам наступление советских войск, которые, опередив ранее намеченный
срок и круша на всем фронте сопротивление фашистов, стремительно движутся по
Германии, срывает, расстраивает планы англо-американских реакционеров.
"Секретная миссия" американских империалистов оказывается не такой уж удачной и
не слишком секретной. В Берлине за американцами повсюду следили зоркие глаза советских
разведчиков —Маши и Дементьева.
Вместе с
ними в киноповествование входит его героическая тема. Представители прогрессивных
сил мира в этом фильме—советские патриоты, самоотверженно борющиеся с
фашизмом, немецкие коммунисты, которые ведут в глубоком подполье смелую работу, простой американец, наотрез отказавшийся
помочь сенатору осуществлять предательскую секретную миссию. Глубоко волнуют
заключительные массовые сцены —всенародные торжества по случаю победы в Москве,
в Нью-Йорке, в Лондоне. Они убедительно говорят о том, что силы прогрессивного
лагеря неодолимы.
Сколько бы
ни грозил Черчилль организацией нового военного похода против "Восточной Европы", какие бы надежды ни возлагали германские
и американские разведчики на секретную войну, "войну в темноте", какое бы значение ни придавал американский разведчик
Гарви спискам немецкой агентуры на Балканах, и в частности кровавой шайке Тито,
народы мира твердо знают, что между желанием империалистов развязать новую
войну и возможностью
организовать
такую войну дистанция огромного размера.
Авторы
сценария К. Исаев и М. Маклярский опирались на жизненные факты и документы. Ситуации,
приведенные в фильме, отвечают жизненной правде, поражающие своим цинизмом фразы
политических деятелей США, Великобритании
и фашистской Германии действительно были ими произнесены. Секретная миссия "португальских джентльменов" в Берлине является естественным продолжением миссий сына лорда Бивербрука Эйткена в
Лиссабоне в 1941 году, Аллена Даллеса в Швейцарии в 1943 году, где велись
секретные переговоры с гитлеровскими представителями.
Зрелая
режиссерская работа Михаила Ромма определялась прежде всего стремлением полнее
и глубже раскрыть важное политическое содержание картины.
История
героического подвига советской разведчицы Маши, которая, жертвуя жизнью,
добывает для своей Родины ценные секретные сведения, раскрывается как яркий
эпизод в великой борьбе советского народа за мир.
Роль Маши
исполняет Е. Кузьмина. У актрисы скупая, сдержанная манера игры. Это
вытекает из самой сущности образа. Маше, как и разведчику Дементьеву, поручено
жить среди врагов. Она носит маску хорошо вымуштрованного агента гестапо. Тем
сильнее впечатляет сцена встречи с Дементьевым (артист В. Макаров), когда Маша
впервые даст волю своим чувствам. По
интонациям голоса, по улыбке, озарившей лицо, мы угадываем ее сердечность и
простоту, силу патриотического чувства, глубину материнской любви к сыну,
оставленному далеко в Москве.
В стане
врагов главная роль отведена сенатору. Артист Н. Комиссаров придал этому образу
типичность и в то же время яркую индивидуальную характерность. В этом образе
воплощены черты многих поджигателей войны, точно так же, как и секретная миссия,
им возглавляемая, передает существо нескольких секретных миссий.
Хорошо
удались актерам мрачные фигуры фашистских главарей, в особенности зловещего
Бормана (артист В. Белокуров), который во время беседы с сенатором прямо выступает
в роли "духовного наставника" американской "демократии".
Вдумчивая
работа постановщика видна и в подборе эпизодических персонажей. Сатирическими
красками обрисованы типы германских промышленников; выразительны фигуры
фашистских резидентов, которым немецкий разведчик Шелленберг (артист А.
Пелевин) устраивает смотр в присутствии их нового хозяина-—американского разведчика
Гарви (артист С. Вечеслов).
Большое
мастерство проявил оператор Б. Волчек. Отлично снятые панорамы разрушенного
Берлина показаны, как грозный символ, напоминающий о крахе фашистской Германии.
Фильм "Секретная миссия" —новый успех передового, прогрессивного советского искусства,
борющегося за мир.
Б. Галанов".
("Правда",
1950, № 234 (22 августа), с. 4).
Комментариев нет:
Отправить комментарий