воскресенье, 31 августа 2008 г.

"Я культурно проводил воскресенье..." - 43

Плохой друг твоего врага – твой друг. И вот летом 1966 года наша группа детского сада, под чутким руководством воспитательниц, готовится выйти на улицу – приветствовать проезжающего мимо президента де Голля. Советский "монтан", Марк Бернес, в очередной раз за последние десять лет признаётся по радио словами Евгения Долматовского и проникновенным их пением в том, что волнуется, заслышав французскую речь. А как не волноваться? Тут не просто вновь подоспело время волноваться, тут впору стоять на ушах: высоченный, с длинным носом, дяденька из большого чёрного автомобиля, увидеть который всё-таки не довелось, потому что "тихий" час – это, извините, святое, так вот этот самый дяденька-генерал недавней весной огрел президента Джонсона сообщением, что Франция прекращает участие в объединённом командовании НАТО и не собирается передавать свои вооружённые силы в распоряжение блока. Мол, Европа ж перестала нынче быть центром международных кризисов, а значит – НАТО не отвечает новым высоким требованиям. Летняя Москва откликнулась на похвальные стремления к новым требованиям с дорогой душой, и началась новая советско-французская любовь, если и продажная, то в самую меру. Помните, как привычно, уверенно гуляют по Парижу С.Герасимов и Т. Макарова в фильме 1967 года "Журналист", какой заумной общественно-политическо-гуманистической лабудой угощает Сергей Аполлинариевич в тамошнем питейном заведении совершенно обалдевшую Анни Жирардо, прикуривающую уже одну сигарету от другой? А это оно и есть – начало претворения в жизнь Соглашения от 8 июля того же года "О сотрудничестве в области кинематографии между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Французской Республики", благодаря которому набирающий силу ручеёк французских фильмов в советском прокате моего детства де-голлевских времён вылился в настоящую реку ко временам помпидушным и жискаровским. Главным знаковым импортным кинозрелищем в СССР второй половины 1960-х стали, конечно, французские "Фантомасы", породившие целую детско-юношескую культуру с такими симптомами, как анонимные телефонные звонки, состоящие из фразы "Через несколько минут вас посетит Фантомас" замогильного тембра, буквы "Ф" на дверях квартир и почтовых ящиках, бесконечные чреватые мордобоем споры о том, правда ли, что в кинотеатрах Воронежа уже показывали четвёртую серию "Фантомаса" под названием "Труп в зелёном чемодане". Да, Жан Марэ лихо менял маски, потрясающий французский автомобиль, спасаясь от погони, сходу и без недоразумений превращался в потрясающий французский самолёт, а не так, как у нас - брюки превращаются, брюки превращаются, превращаются брюки... в элегантные шорты, но главной изюминкой "Фантомасов" был, не боюсь соврать, актёр Луи де Фюнес в роли комиссара Жюва. Де Фюнес и раньше изредка представал перед советским зрителем с экрана, но после проходных "Фантомасов" - ему уже просто не было равных. Ржание в зрительных залах на "Большой прогулке", "Разине", "Оскаре" и "Маленьком купальщике" стояло такое, что Главному управлению кинофикации и кинопроката можно было уже ложиться помирать - лучше не откинофицируешь и не прокатишь. Сейчас хорошо понимаешь: главной заслугой Луи де Фюнеса в его удачных ролях является создание образа маленького, вредного, жадного человечка, врага любого труда, одинаково нелепо, комично смотрящегося и с дирижёрской палочкой в руке, и с немецкой военной каской на голове, и в жандармерии, и на стройке, и в забое, и на заводе, и в магазине, мечтающего лишь об одном – некомпетентно, бестолково и по-дурацки руководить другими. В советских кинотеатрах не шёл фильм Жана Жиро "Faites sauter la banque!", получивший в российском прокате спустя много лет название "Взорвите банк". А жаль, потому что Луи де Фюнес, по-моему, сыграл в нём одну из самых смешных своих ролей. Кстати, и сам "Взорвите банк" – один из наиболее удачных фильмов, в каких довелось играть де Фюнесу. Прижимистый хозяин магазина охотничьих и рыболовных принадлежностей Виктор Гарнье воспользовался советом директора находящегося через улицу банка и вложил все свои сбережения в компанию "Тангана", прельстившись быстрым ростом цены её акций. К сожалению, "Тангану" ждал скорый крах, а Гарнье - де Фюнеса - финансовые трудности и крупное разочарование, которое было особенно невыносимо, так как прохвост-директор банка не только продолжал жить на широкую ногу, но даже тратил, похоже, ещё больше денег, чем раньше. В голову жадного и завистливого Гарнье закралось подозрение, что он стал жертвой ещё более хитрого и жадного человека. Воскресная проповедь кюре - а в этом эпизоде, идущем пару минут, де Фюнес достигает таких потрясающих высот мастерства игры одним лицом, каких я, пожалуй, больше нигде и никогда у него не видел - подсказала правильную линию поведения: надо спасти душу обидчика, примерно наказав его, а также вернуть себе деньги, для чего следует семейными усилиями сделать подкоп из своего подвала через улицу и ограбить злодейский банк. Очевидно, сегодняшнему зрителю фильма почти невероятным покажется не то, что парижская семья в полном составе роет тоннель под землёй - тут всё как раз ясно, замучили налоги, простым лавочникам кристально честными быть нельзя, душат муниципальные власти, взрослым надо платить по счетам за электричество и воду, детям нужны карманные деньги. Комедия лёгкого абсурда начала 1960-х через сорок пять лет выглядит современной социальной драмой. Невероятным покажется лишь то, что Виктор Гарнье так легко обменял все свои сбережения на какие-то акции неизвестной компании, даже не удостоверившись, что среди её директоров есть, например, неприметные ленинградцы с Литейного, но человеческая жадность давно побила все рекорды людской глупости. Приятно и даже удивительно, что ни актёрам, ни режиссёру "Взорвите банк" нигде не отказывает вкус, и удовольствие, которое получит зритель, намного превзойдёт то, какое принёс бы сейчас повторный сеанс незатейливо-простоватых "Фантомасов" из детства.

Комментариев нет: