"...И
верность наша славной Родине крепка.
Не даром с декабря семнадцатого года
Мы носим имя гордое ЧК".
Мы носим имя гордое ЧК".
50 лет назад
советские люди могли выставить счет и тем, кого растили на всем готовом в
детском доме в лихую для страны годину:
"Спекулянт
без прикрас
Против
фальсификации
В Московском
городском суде закончилось разбирательством дело некоего Макаренко М. Я., спекулянта и авантюриста, который ради личной
корысти не гнушался никакими жульническими махинациями. Суд покарал тунеядца,
тот получил, что положено за его "деяния" по советским законам. И можно бы было
по этому поводу
ограничиться несколькими газетными строчками, чтобы личностям, подобным
Макаренко, напомнить еще раз: как веревочке ни виться, а концу быть. Но удивительно
то, что радиостанция "Рим" сочла возможным оповестить своих
слушателей, будто этот судебный
процесс шел против... "руководителя литературного
кружка в Новосибирском академгородке по обвинению его в антисоветской деятельности".
Более того, радиостанция представляет дело так, якобы
Макаренко "действовал в пользу" неких подвергающихся критике артистов и поэтов. На упустила случая обмолвиться
словом о суда над проходимцем радиостанция Би-би-си, которая ханжески заявила: "Остается только ждать, чем кончится этот процесс и будет ли о нем сообщено официально".
В таком
случае расскажем все по порядку, чтобы стало ясно, кого берут под свою защиту
буржуазные фальсификаторы.
— ...Много
читаете?—спросил следователь.
— Да нет.
Почти совсем не читаю, дела,—ответил Макаренко.
Следствием
установлено, что экзамены на аттестат зрелости сдавал в свое время за "руководителя литкружка"
другой человек, что и при поступлении в Ленинградский университет он также
прибег к посторонней помощи, но был изобличен. А
с первого курса Московского университета, куда ему все же удалось попасть,—
отчислен за неуспеваемость...
Это к
вопросу о том, мог ли Макаренко возглавлять какой-либо литературный кружок.
Сразу, правда, его не раскусишь: с виду представительный, говорит гладко,
витиевато, умеет быть обходительным. Но за внешним лоском — пустота; копни
поглубже — невежда. В любом литературном споре его сразит даже школьник. И как
ни крути, а на поприще литературы "защитнику поэтов"-
Макаренко с его знаниями делать нечего.
Теперь,
когда установлена "литературная личность" Макаренко, посмотрим,
кто же он все-таки на самом деле. И опять обратимся к диалогу со следователем.
— Как вам
удавалось разыскивать старинные картины? — поинтересовался тот.
— О, это
кропотливая работа,— цинично отвечал Макаренко.— Сначала я покрывал грязью
малостоящее полотно, копирующее какое-то произведение, известное специалистам
по каталогам. Затем ловил насекомых я размазывал их, потом все это покрывал старым
лачком, снова раз грязью и раздавленными насекомыми... Получалось, что надо. В
некоторых музеях брали с удовольствием в надежде реставрировать "шедевр". Или всучивал еще
кому-нибудь...
Жулик с
нескрываемой бравадой рассказывает о своем промысле—что ж, каждый гордится чем
может.
Коллекционеры
и художники, покупая у него или обмениваясь с ним произведениями живописи,
считали, что имеют дело с коллегой, порядочным человеком. А Макаренко между тем
сплавлял якобы приобретенные им для официальных выставок действительно ценные
полотна за границу, способствовал некоторым иностранцам в их незаконных валютных
операциях. Все в его делах было построено исключительно на жажде наживы. Где уж
тут до каких-то высоких идеалов! Обыкновенный спекулянт, действовавший по
формуле: обманул — купил — перепродал.
У честных
советских людей нечего не может быть общего с этим типом в ему подобными. Мы не
знаем, о каких "поэтах и артистах" говорила радиостанция "Рим". Или она имела в виду кучку кудлатых бездельников, которые
собирались возле здания Московского городского суда, где проходил процесс? Так
у этих, с позволения
сказать, литераторов и служителей муз, кроме пошлых куплетов собственного
сочинения, вряд ли есть что еще за душой. О таких точно сказал русский
баснописец Крылов: "А кто полезным быть
способности лишен, чужая сторона тому всегда приятна".
Всякий
уважающий себя человек не станет водить дружбы с Макаренко. Его моральный
портрет четко нарисован следствием. Развратил приемного сына, и тот за
изнасилование угодил в тюрьму. Бросил собственных детей. Исполнительный лист на
алименты разыскивал Макаренко по всей стране. Но найтя его трудно— он все время
менял личину: был Хершковичем и Голигорским, прыгал с одной работы на другую,
как заяц, запутывающий следы. Правда, обычно занимал скромные должности
—моториста, кочегара, кондуктора, электромонтера. Невелика была его зарплата, да
и она выплачивалась... не ему, а "нанятому" им лицу, которое и работало за него,— ведь чтобы заниматься крупными
махинациями, надо быть свободным от всех других дел.
Родные дети
получали от Макаренко гроши: мать просит уменьшить и до того мизерную плату за
нх содержание в школе-интернате, а папаша тем временем продает "Голландский натюрморт" за 530 рублей, "Ессентуки, Шаляпин и Нежданова" за 300 рублей, "Портрет Левитана" за 350 рублей, "Библейский сюжет" за 1.000 рублей, "Портрет Петра I" и "Дети в парке" за 500 рублей, две декоративные фарфоровые вазы за 4.000 рублей, гостиный гарнитур
красного дерева за 2.500 рублей,
золотую брошь с платиной и бриллиантами за 6.000 рублей... Двадцать три
страницы занимает перечисление операций, связанных со спекуляцией
валютными ценностями.
В темных
делах Макаренко нашел себе верных помощников в лице некоторых работников 27-го
и 76-го магазинов Москомиссионторга.
Между
прочим, уронив слезу по этому растленному типу, радиостанция Би-би-си выразила
сожаление, что имя Макаренко будет окружено молчанием. Тут уж, как говорится, ничем
помочь не можем: герой из него не вышел. А о "художествах" жулика рассказываем,
пожалуйста! Только не во всем объеме: уж очень много за ним всяких гадостей.
Изобличили
Макаренко чекисты, схватили его, что называется, за руку на квартире некоей
Ивановой, с которой он не раз совместно совершал спекулятивные сделки и которая
сводила его с иностранцами, получая за это проценты от продажи ценностей.
Чекисты проделали большую, сложную и кропотливую работу, распутывая клубок
преступных "деяний"' этого "поклонника искусства".
Вывести Макаренко на
чистую воду помогли советские люди, с которыми он встречался.
Кроме всего
прочего, Макаренко был наделен большим и тщеславием и мечтал как-то "выделиться". Нет, он не собирался
отказываться от спекулятивных махинаций. Вот только некрасиво звучит: спе-ку-лянт.
Он слышал: можно прославиться там, на Западе, если, например, изобразить себя "борцом"... И занялся сочинительством антисоветских пасквилей, порочащих наш строй.
Его растили в детском доме в лихую для страны годину. Кормили и одевали, учили,
дали специальность. И все это на средства народа. Но Макаренко забыл об этом, он
не пожелал честно работать.
Жулику не
нравятся порядки в Советском государстве.
Его мир —это мир волчьей стаи, мир
темных делишек и подлости. В нем прочно живет дух наживы и стяжательства, нетерпимых
при нашем строе. И свою желчь на советский строй, на
наши порядки он изливал в грязных листках, которые кропал вместе со своим подручным
неким Родионовым.
Для занятий
преступной деятельностью Макаренко снимал несколько квартир в Москве в
Ленинграде. Был им арендован и подвал, якобы для упаковочной мастерской. Одно
время этому махинатору и пасквилянту удалось с помощью легковерных людей занять
место директора картинной галерея Дома ученых Сибирского отделения Академии наук
СССР. А вышло это так. Все та же "респектабельная" внешность
и наглость, какой не обладал даже Остап Бендер, помогли Макаренко втереться в
доверие старого художника и собирателя картин А. С. Жигалко, решившего передать
2.300 полотен в дар сибирским ученым. Жигалко сам не мог пуститься в дальнюю
дорогу, а тут как раз и подвернулся Макаренко. Рекомендовал его одни известный
график, который говорит о преступнике следующее:
—Он умеет
оценить картину, и не больше. Тут у него — особый дар. Искусства он не знает, нет. А обворожить умеет, вот и я клюнул, как говорится,
на это...
Но как же
все-таки Макаренко попал в круг художников? Помогли ротозеи, по чьей протекции
проходимца приняли... в члены Ленинградского городского комитета профсоюза художников
книги, графики и плаката. В деле названы эти рекомендатели: редакции журналов "Судостроение за рубежом" и "Экономика судостроительной
промышленности". Горком профсоюза —организация, объединяющая людей творческого труда.
Тем более странно, что Макаренко удалось пристроить туда даже своего компаньона
по преступным делам — Родионова, плотника по специальности. За последнего, как
оказалось, просил... Ленинградский государственный научно-исследовательский и проектный
институт основной химической промышленности.
Так
спекулянт и его подручный оказались в среде художников. Так в их руки попали картины, собранные Жигалко. В Новосибирске с благодарностью
приняли дар и решили создать галерею. А поскольку Макаренко принимали за доверенное
лицо старого художника, то он и оказался во главе этого дела. Получив удостоверение
директора галереи, "искусствовед" развернулся вовсю. Теперь можно было заняться, и незаконными финансовыми
операциями и подменить копией подлинник, полученный для выставки от коллекционера...
Впрочем,
Макаренко быстро раскусили в Новосибирске: директорствовал он всего с февраля
по апрель 1968 года. Однако успел уворовать бланки со штампами Сибирского
отделения Академии наук СССР, которыми вскоре и воспользовался в жульнических
целях.
...Проходимец
сел на скамью подсудимых и получил за свои гнусные деяния, караемые советскими
законами, восемь лет тюрьмы. Ну, что ж —такой финал неизбежен.
Во время
процесса физиономия "художника" была выявлена полностью.
И вот такого
человека, жулика и спекулянта, радиостанции "Рим" и Би-би-си не постеснялись объявить
заступником... "поэтов и артистов".
Комментарии,
как говорится, излишни.
В. Чертков".
("Правда",
1970, № 286 (13 октября), с. 6).
Комментариев нет:
Отправить комментарий