"...Про братьев северных,
В себе уверенных,
А после можешь уезжать.
Печаль свою тая,
Раскину карты я.
Раскину разумом,
Пойму все сразу я,
Чтобы тебя не провожать".
А после можешь уезжать.
Печаль свою тая,
Раскину карты я.
Раскину разумом,
Пойму все сразу я,
Чтобы тебя не провожать".
30 лет назад
в СССР гражданской авиации требовалось всё больше пилотов, прошедших
специальные курсы работы с иностранными диспетчерами и наземными службами:
"Цена
воздушного шантажа
Необходимое
послесловие к очередному угону пассажирского самолета
Снова Хельсинки,
аэродром Ванта. Сиротливый корпус нашего Ту-134 в кольце полицейских. Четвертый
угон воздушного судна за две недели. Третий — в северные страны, второй — в столицу
Финляндии...
К счастью, и
на этот раз обошлось без жертв.
На борту
лайнера, вылетевшего ранним воскресным утром по маршруту Таллинн — Львов, было 60
взрослых пассажиров, 12 детей в возрасте от пяти до двенадцати лет, десять
малышей, которым не исполнилось и пяти... плюс шесть человек экипажа.
По
показаниям одного из пассажиров В. Вагера (его интервью появилось во многих
финских газетах), угонщик зашел на борт без вещей, с одним "дипломатом". Вел себя несколько
взволнованно, все спрашивал, сколько времени лететь до Львова.
Как только
лайнер набрал высоту, пассажир отстегнулся и отправился в туалет. Выйдя оттуда,
он показал стюардессе на кейс и сообщил, что имеет взрывное устройство.
Потребовал передать командиру: лечь на новый курс, в Стокгольм. В противном случае...
Командир И.
Белявцев сообщил угонщику, что до Стокгольма не хватит топлива. Больше того — у
экипажа нет аэронавигационных данных для полета. Он предложил посадку в
Хельсинки. Бандит согласился. Так что не было никакой "игры" со
злоумышленником, которая могла кончиться трагически.
На этот раз
летчикам не понадобился переводчик: командир, прошедший специальные курсы, запрашивал
данные, получал команды на английском языке.
Пользуясь
случаем, хочу исправить невольную ошибку
в репортаже "Снова "ЧП" в воздухе", переданном после
первого угона в Хельсинки. Экипажу того лайнера оказывали помощь при посадке
два советских штурмана-лидеровщика, находившихся на борту небольших западногерманских
самолетов "Сессна", летевших в Советский Союз. Финны смогли также
оперативно найти человека, владеющего русским языком.
И на этот
раз, несмотря на воскресный день и праздник, все службы действовали четко. Угонщик
М. Варфоломеев сдался властям. Осталась в Хельсинки и одна пассажирка, М.
Сысак, летевшая с похорон: от всего пережитого в этот день и час ей стало
плохо, женщину пришлось госпитализировать.
И все же: не
много ли происшествий за несколько дней? Это беспокоит уже и финскую сторону.
Сообщается, что в понедельник правительство Финляндии специально
обсудит сложившуюся ситуацию на своем очередном заседании. "Это очень
серьезное преступление", — сказал в воскресенье премьер-министр X. Холкери. Глава кабинета сказал, что
правительство не хочет, чтобы у кого бы то ни было
сложилось мнение, будто в Финляндии мягко относятся к воздушным пиратам. Холкери
отметил четкие действия всех служб.
Генеральный
представитель Аэрофлота в Финляндии В. Колосов просил подчеркнуть (отнюдь не
защищая честь мундира), что происшедшее вовсе не означает, будто на внутренних авиалиниях
страны плохо налажена безопасность полетов. Во всех случаях вынужденных посадок
в Стокгольме и Хельсинки, отметил он, реальной физической угрозы пассажирам не
было. Взрывных устройств на борт никто не пронес. Не оказалось их и у
Варфоломеева. Значит, контроль все же налажен надежно.
— Другое
дело — как поступить в случае явного шантажа,— говорит Валентин Андреевич,— Задача
командира — во что бы то ни стало сохранить жизнь пассажиров. Но были случаи,
когда шантажу не подчинялись. Впрочем, трудно, да и невозможно предусмотреть
все варианты. Думается, только бескомпромиссная борьба с
угонщиками в международном масштабе, неотвратимость наказания могут пресечь охоту
к такого рода действиям.
— Как вы
оцениваете работу финских служб?
— Мы очень
благодарны им за сотрудничество и внимательное отношение к людям. С помощью нашего
партнера — авиакомпании "Финнэйр" пассажиры были хорошо
размещены, накормлены. Причем детям приготовили даже манную кашу, доставили игрушки...
К сожалению,
много времени уходит на всякого рода формальности. Как и в первом случае, самолет
снова стоял почти полсуток. Дети, пожилые люди сильно устали. Но
эти формальности в ряде случаев были необходимы: полиция должна была заслушать показания
всех, кто мог что-то сообщить по этому делу.
Что же
дальше? Пока решается вопрос о выдаче первого воздушного пирата — Олега
Козлова. Остается надеяться, что и он, и его последователь предстанут вскоре перед
нашим судом.
В. Шмыгановский,
соб. корр.
"Известий".
Хельсинки".
("Известия",
1990, № 177 (25 июня), с. 6).
Комментариев нет:
Отправить комментарий