воскресенье, 27 июля 2008 г.

"Я культурно проводил воскресенье..." - 38

«Пасадена (Калифорния, США) 9.Х.38 г.
Москва
Иосифу Сталину.
Я получил сведения, что моему германскому издателю в течение 20 лет (“Маликферлаг” в Берлине) Вифленду Герцфельду, который в настоящее время проживает в Праге как эмигрант, угрожает серьезная опасность в связи с приказом чехословацких властей о высылке германских эмигрантов в Германию, если они не выедут за границу до 11 октября. Такая же опасность угрожает его жене и брату.
Пожалуйста, предоставьте им право убежища в СССР.
Эптон Синклер»
*).
Приятно удивляет тон этой депеши. Ничего лишнего, никаких славословий, известный социалист - автор романов "Джунгли" и "Бостон", писатель, которого хвалил Лев Толстой, бывший кандидат в губернаторы Калифорнии - обращает внимание своего корреспондента в Кремле на необходимость немедленно спасти немецкого антифашиста. "Джунгли" - это о чикагских бойнях, обличение капитализма, поразившее читателей не социальным накалом, а описанием чудовищной антисанитарии, царящей в мясной промышленности. "Бостон" - о деле Сакко и Ванцетти, в котором Синклер полностью поддержал защиту, несмотря на то, что, как оказалось позже, у него были основания сомневаться в невиновности казнённых анархистов. И к кремлёвскому корреспонденту это уже не первое обращение - в начале 1930-х между ними даже была переписка по поводу провалившейся работы Эйзенштейна над фильмом о Мексике, который Синклер финансировал. Удачи в делах ему недоставало всегда. Роман "Дельцы", где описаны события, относящиеся к знаменитой панике 1907 года на Уолл-стрит, создан писателем в тот момент, когда он остро нуждался в деньгах после того, как полученные за "Джунгли" 30 тысяч долларов были вложены в коммуну Хеликон-Холл, сгоревшую при пожаре до тла. Заслугой Эптона Синклера в "Дельцах" является вовсе не сам бульварный сюжет, где есть и попытка изнасилования молодой вдовушки с Юга финансовым воротилой, в котором легко угадывается Морган, и подслушивание через окно секретнейших разговоров банкиров болтающимся на верёвке репортёром, и бьющие через край анекдотические истории, наверняка узнаваемые с грустной улыбкой читающей публикой 1908 года. Заслугой Синклера можно считать удивительно точное, почти неустаревшее и сегодня описание того, как туго приходится в этом мире мелким вкладчикам. "Я помню, еще во времена моей юности люди, накопив немного денег, помещали их в какое-нибудь предприятие и получали свою долю, какова бы ни была его прибыль. А теперь крупные дельцы взяли все под свой контроль и стали еще более алчными, чем раньше. Ничто их не задевает больше, чем сознание, что мелкий акционер получит свою долю прибыли. Они пускаются на разные махинации, лишь бы лишить их такой возможности. Я смог бы рассказывать вам об этом целую неделю". Целую неделю – пожалуй, не нужно, достаточно того, что попало в небольшой по объёму роман. Кстати, начало "Дельцов" довольно многообещающее, после такого начала настраиваешься на хорошую прозу:.
" - Мне не терпится познакомиться с этой Люси Дюпрэ, - сказал Реджи Манн.
- Кто вам о ней говорил? - спросил Аллан Монтегю.
- Олли рассказывает о ней всем и каждому. Звучит нечто поистине
удивительное, но боюсь - он преувеличивает
".
Однако, дальше – всё хуже и хуже - до самого финала, который получился совершенно провальным. После такого финала подумаешь, брать ли в руки романы Синклера ещё раз:
" -... Но что можно сделать?
- Не знаю. А мне хотелось бы это знать. Одно только скажу вам я: не успокоюсь, пока не найду ответа на этот вопрос.
- С чего вы думаете начать? - спросила она.
- Займусь политикой. Попытаюсь открыть глаза людям
".
Вифленд Герцфельде, за которого просил Сталина Синклер, в СССР так и не попал. Впрочем, он уже бывал там - гостем Всесоюзного съезда советских писателей в агусте 1934 года. С возмущением отвечал Радеку, набросившемуся с трибуны съезда на книги Джойса. Из Праги Герцфельде удалось выбраться в Лондон, оттуда – в Нью-Йорк. После войны издатель вернулся в Германию, оказался в ГДР, умер в Восточном Берлине в 1988 году. К сожалению, Эптон Синклер до конца 1939 года по привычке защищал всё, что вытворяли советские руководители, включая пакт Молотова-Риббентропа **). Отрезвило его, очевидно, только нападение СССР на Финляндию. Синклера ещё продолжали издавать в Москве, но к войне в Корее он уже чётко определился с ответом на вопрос "С кем вы, мастера культуры?". В 1954 году через "Радио Освобождение" поздравил советских писателей с их Вторым съездом так: "За свои 60 лет я, как писатель, смог сказать все, что я хотел, все, что приходило мне в голову. И ни один государственный чиновник ни разу не указал мне, что и как полагается говорить. Кто-нибудь из вас, советских писателей, может похвастаться этим?"***). Лев Лосев вспоминал "большую, во всю страницу, карикатуру в журнале «Крокодил»: «Эптон Синклер - лягушка, квакающая в болоте американского империализма» ****). Что ж, лучше поздно, чем никогда.

*) http://magazines.russ.ru/voplit/2004/3/max13.html
**) Mattson, Kevin. Upton Sinclair and the Other American Century.- Wiley, 2006.- p.233
***) http://www.svoboda.org/50/Files/1954.html#1954-7
****) http://www.voanews.com/russian/archive/2002-06/a-2002-06-27-6-1.cfm

Комментариев нет: