суббота, 1 февраля 2014 г.

"Если ночью не спишь ты, конспекты раскрыв..."

"... Пусть легко в тишине тебе трудится,
Или просто мечтаешь, про время забыв,
Пусть мечта твоя светлая сбудется!"


 45 лет назад в СССР каждый бугор строчил свой конспект:
"Направляющая ленинская мысль.
Я не мыслю себе коммуниста, который не читал бы трудов Владимира Ильича Ленина — и не просто читал, а изучал тщательно и вдумчиво, с карандашом в руках. Потому что нет и не может быть для члена партии лучшей школы, чем проникновение в богатства ленинских мыслей, сконцентрированных на страницах его книг.
Ленина изучают по-разному. Одни знакомятся с его произведениями на институтской скамье, другие посещают университет марксизма-ленинизма, третьи ходят на политзанятия в цехах. Но есть еще один, я бы сказал, наиболее интересный для коммуниста способ — читать ленинские работы самому, дома, по заранее разработанному индивидуальному плану. Почему мне кажется это наиболее интересным? Во-первых, работы выбираются по собственному желанию. Во-вторых, и пользы больше, поскольку приходится самому, без чьей-либо посторонней помощи добираться до сути. Когда собрались наши коммунисты (те, кто не занимается в сети партпросвещения), чтобы решить вопрос, как поступить лучше— создать специальный семинар для изучения произведений В. И. Ленина или изучать их по самостоятельному плану, — перевес оказался на стороне последнего предложения.
Сейчас такие индивидуальные планы есть у многих. Например, у заместителя начальника цеха А. Лисенкова и помощника начальника цеха по шихте А. Крепкогорского желания совпали: оба они решили начать с изучения «Детской болезни «левизны» в коммунизме» и «Государства и революции».
Сам я остановился  на довольно фундаментальном сочинении — «Что делать?». С этой книгой я знакомился и раньше, году примерно в 1942, но не очень глубоко. Я сознательно выбрал уже знакомую вещь, так как начинать всегда трудно.
Каждый в своем плане пишет, к какому сроку он должен досконально изучить ту или иную работу, отмечает отдельные этапы выполнения намеченной цели. По ходу работы план начинает «обрастать» — в нем появляются все новые и новые, так сказать, попутные произведения, помогающие понять основное. Мне, например, параллельно с выбранной работой «Что делать?» оказалось необходимым прочитать и статью В. И. Ленина «С чего начать?».
Ленин был блестящим журналистом. Мало кто сравнится с ним в умении облекать мысль в такую отточенную и доступную для понимания любого читателя форму. Но в силу серьезности и значительности затрагиваемых проблем простое прочтение не дает ничего или дает очень мало. Работы Ленина обязательно нужно конспектировать, что и требуется от всех, имеющих индивидуальные планы.
У каждого своя манера составлять конспект. Что касается меня, то сначала я делаю попутно с чтением черновые наброски, а потом уже пишу конспект окончательно, выделяя в каждой главе основную мысль. Только когда такая работа проделана, я могу с уверенностью сказать, что прочитанное усвоено мною - прочно.
Пока еще рано говорить о том, какие результаты будет иметь предпринятое нами изучение работ В. И. Ленина по индивидуальным планам, сумеют ли люди сами, без всякого руководства, осуществить задуманное. Это покажет время, покажет специальная конференция, которая состоится  в марте. Могу сказать одно: почин сделан, отнеслись к нему серьезно и с увлечением. Хочу добавить, что и тем, кто только готовится стать членом партии, не мешало бы заняться изучением трудов В. И. Ленина, ибо для них это просто необходимо.
М. Яхонтов, старший мастер разливочных машин доменного цеха".

Комментариев нет: