"...То хочется в песню всю душу вложить.
Пришли мы сюда из свободного края,
Чтоб миру и дружбе народов служить".
70 лет назад ярко
показывали последовательную сталинскую внешнюю политику шедевры советской драматургии:
"Театр
"Губернатор
провинции"
Пьеса "Губернатор
провинции" бр. Тур и Шейнина около двух лет не сходит со сцены театров
нашей страны. Она горячо принимается не только советским, но и зарубежным
зрителем.
В прошлом году
спектакль "Губернатор провинции" увидели жители Берлина.
Демократическая пресса радушно и тепло встретила этот правдивый спектакль.
Реакционная печать подняла неистовый вопль.
Причина этого
– правдивость и политическая острота пьесы. Она с предельной убедительностью
разоблачает поджигателей войны, провокаторов и шпионов, тех, для кого война –
прежде всего - "бизнес", нажива.
Пьеса
показывает подлинных друзей и сторонников мира.
Только этим
объясняется тот газетный вой и визг, которые вызвал этот спектакль в лагере
американской и английской зон оккупации. Это вполне понятно: "Шило в мешке
не утаишь". "Губернатор провинции" – пьеса о судьбах
послевоенной Германии.
Распоясавшиеся
"Мальбруки" с Уолл-стрита типа незадачливого командующего
американской зоной оккупации, воинствующего генерала Клея, открыто и грубо попирающие
все соглашения, объявили поход против демократических сил Европы. Вкупе со
своими пособниками – реакционерами Европы – они с небывалым неистовством в дни
Генеральной Ассамблеи продолжают размахивать пресловутой атомной бомбой и
долларовым мешком.
"Ученики
Черчилля по агрессии" все еще пытаются запугать слабонервных, лишить
политических свобод и экономической независимости народы Европы, расчленить Германию
и поставить ее на службу своей агрессии и бредовым планам.
Но, как
незыблемая гранитная скала, стоит на страже мира Советский Союз, смело
разоблачающий всякие происки, "планы" и "доктрины" поджигателей
войны.
О правде, силе
и превосходстве советской идеологии говорит пьеса "Губернатор провинции".
Она ярко показывает последовательную сталинскую внешнюю политику Советского
Союза, неуклонно отстаивающего интересы международной безопасности и мира во
всем мире.
Вот почему так
близко к сердцу принимает наш зритель политически злободневный спектакль "Губернатор
провинции", поставленный областным драматическим театром.
События,
показанные в пьесе, развертываются весной 1945 года на берегу Эльбы. Великая
битва с гитлеровской Германией подходит к концу, приближается день полной
победы.
Комендант
города и округа Альтенштадт, советский полковник Кузьмин, готовится к первой
встрече с союзниками. Откровенно и метко замечает по поводу этой предстоящей
встречи ординарец Кузьмина сержант Егоркин: "Бойцы очень интересуются:
хоть в последний день войны посмотреть второй фронт".
На берегу
Эльбы встретились не просто солдаты двух различных армий. Здесь, на территории
поверженного врага, встали друг перед другом два мира – сторонники и защитники
подлинной демократии и свободы и те, для кого война источник жизни и наживы.
Полковник
Кузьмин, возможно, не предполагал, что ему придется по всем правилам "европейского
этикета" принимать в своей резиденции американских гостей (соседей по зоне
оккупации), снабжать немецкое население водой, хлебом, перевоспитывать людей,
сыновья и отцы которых разоряли и грабили советскую страну, убивали и
насиловали советских граждан.
Но величие
души советского воина-патриота в том и состоит, что им руководит не чувство
слепой мести, а желание освободить Европу от фашистской чумы, помочь немецкому
народу установить в Германии подлинно демократический режим.
И Кузьмин, с
присущей ему большевистской прямотой и настойчивостью, ведет упорную борьбу за
выполнение этой задачи.
- Мы завоевали
этот город оружием, - говорит он, - мы должны завоевать его граждан правдой.
И зритель
воочию видит это.
На пути
Кузьмина много преград: американские явные и тайные шпионы и провокаторы типа
Лилиан Шервуд и сенатора Вудда, притаившиеся фашисты, перешедшие на службу к
американским империалистам – Эрнст Шметтау, местные обыватели Ганс и Августина
Шмидт. Но в трудной борьбе Кузьмин не одинок – с ним сила правды. Вот почему он
умело разоблачает и хищные замыслы шпионки Шервуд, фашиста Шметтау и странные "манипуляции"
американских господ с немецкими военными заводами и мирной промышленностью.
Вместе с тем Кузьмин вселяет в мятущуюся душу старого профессора Дитриха веру в
демократию, в немецкий народ, которому профессор призван служить своими
научными трудами.
Таков основной
лейтмотив пьесы "Губернатор провинции".
С
неослабевающим интересом следит зритель за всем происходящим на сцене.
Но спектакль
мог бы звучать значительно ярче, убедительнее, если б не имел ярда существенных
недостатков. Постановщик спектакля, художественный руководитель В.
Истомин-Кастровский при правильном разрешении основной идеи спектакля,
недостаточно глубоко и всесторонне вскрыл волнующую тему о борьбе сторонников
мира с антидемократическими силами реакции.
Нет еще в
спектакле крепкого ансамбля, назойливо пестрят в нем однообразные мизансцены.
Поскупился
постановщик и на режиссерскую изобретательность: мало красок, свежести мыслей в
отдельных сценах, серо и неубедительно павильонное оформление (за исключением
сцены у полковника Гилла).
Все это снижает действенность спектакля.
Полковник
Кузьмин ярче, интереснее в пьесе, чем он дан на сцене. Духовный мир его богаче
и разнообразнее. Чтобы показать все величие, богатство, моральную силу и
большую совесть коммуниста – сына страны социализма, драматурги умело проводят
Кузьмина через различные положения. Воин, администратор, старший товарищ,
дипломат – в каждом новом положении все новые и новые свойства советского
человека выявляются в Кузьмине, все более ярким выступает его образ перед
зрителем. И всегда и всюду этот человек – умелый политик и пламенный патриот.
Артист В. В.
Сафонов дает зрителю этот образ сразу "в готовом виде". Он не
развертывает, не делает его динамичным.
Правда, хороши
сцены "в курилке". Удался артисту и "дипломатический бой" с
американским сенатором и журналистами. Здесь такая сдержанность, такая ирония и
холодок вполне уместны. Недаром же эта сцена неоднократно прерывается дружными
аплодисментами зрительного зала.
Но в целом
талантливый артист Сафонов на этот раз не нашел верных красок для своего героя,
не сумел раскрыть во всей полноте высокие моральные качества Кузьмина,
подчеркнуть его светлый прозорливый ум, обаятельность, уравновешенность и
спокойствие в решении сложных задач.
Еще менее
понял свою задачу артист Ю. Пасынков, исполняющий роль американского полковника
Гилла, коменданта соседнего с Альтенштадтом округа Нейбург.
Правда, узко
его мировоззрение. Оно целиком выражено в надписи, сделанной Гиллом на долларе,
каким он обменивается с Кузьминым. Эта надпись говорит о вере американского
буржуа в силу доллара.
Гилл по своей
наивности и еще во многое верит: в исчезновение вместе с разгромленным фашизмом
всяких заговоров, в искренность дружественных отношений правительства США с
Советским Союзом и т. п.
Факты,
действительность разрушают его иллюзии. От простого, легкого воспрития жизни он
сперва приходит к удивлению, затем – к глубокому раздумью. Гилл уже не узнает "своей
Америки". Он смотрит на нее другими глазами и, расставаясь навсегда с
Кузьминым, делает новую надпись на долларе:
"Кажется,
в мире есть правда, которая не боится поспорить и с долларом".
Гилл возвращается в
Америку искренним другом Советского Союза. Пьеса "Губернатор провинции"
говорит о том, что и по ту сторону океана растут дружественные нам силы.
Артист Пасынков
мельчит, упрощает образ американского полковника, осознающего в финале пьесы
всесильную правду советского человека. Ложная манерность, излишняя суетливость
и нарочито подчеркнутая фатоватость искажают этот образ. Артист не показал
процесса "прозрения" Гилла.
Роль американского
сенатора Вудда очень осмысленно и верно исполняет артист Д. Турек-Делин.
Сенатор Вудд – ярый враг Советского Союза, он хочет войны. Внешне он сдержан,
спокоен, но глубокая ненависть к миру демократии горит в его глазах.
Правдиво, продуманно
проводят свои роли заслуженная артистка УАССР М. М. Павлова (Лилиан Шервуд) и
М. И. Дегтева (Вальтер).
С большой жизненной
правдой воспроизводит артист Шмидт образ профессора Дитриха, полный глубоких,
но обоснованных противоречий.
Ярко, колоритно
нарисован артистом Крамчаниновым образ сержанта Егоркина, веселого, умного
деревенского парня, по-хорошему жадного до жизни, до знаний, до работы.
Вновь следует отметить
неудавшуюся работу В. Байкова. Как и в предыдущем спектакле, Байков не проникся
образом исполняемой им роли. Пустым, холодным и бесстрастным предстает перед
зрителем Курт Дитрих – Байков. Только отсутствием упорной работы над образом,
над повышением сценического мастерства можно объяснить творческую неудачу
артиста Байкова в двух последних спектаклях.
Бледной фигурой в
спектакле проходит и майор Глухов в исполнении И. Кузина. Зритель воспринимает
его лишь как "подсобный" образ, нужный только для того, чтобы дать
основание Кузьмину объяснить причину забот русского полковника о немецком
населении. Между тем авторский замысел образа Глухова несравненно шире,
значительнее.
Все эти
недоработки в дальнейшем, безусловно, не только можно, но и необходимо
выправить для того, чтобы нужный, актуальный спектакль прозвучал с заслуженной
и должной силой.
Н. Фомичев, Н.
Болотова".
("Красный
Север", Вологда, 1948, № 231 (21, ноябрь), с. 3).