"...И соседей, и добрых друзей,
Каждый дом, каждый цех,
И серебряный смех
Ненаглядной подруги моей…"
65 лет назад советское
кино волнующе передавало напряженную атмосферу боевых пограничных буден:
"Кино
"Застава в
горах"
Советская граница! На
десятки тысяч километров пролегла она вокруг нашей необъятной Родины. И везде,
где гордо возвышается полосатый столб с гербом СССР, каждую пядь родной земли
зорко охраняют верные часовые страны – советские пограничники. На морских
просторах и среди горных утесов, в суровых северных лесах и знойных пустынях
Юга несут они многотрудную бессменную вахту.
Об одном небольшом
отряде пограничников, дружном воинском коллективе заставы, затерявшейся среди
неприступных горных круч, рассказывает новый художественный фильм "Застава
в горах".
…Катит свои мутные
воды мимо камышовых зарослей неширокая горная река. Здесь, по ее середине
пролегла незримая черта – государственная граница. Два мира разделяет она, и
как не похожи они один на другой.
Вот советский берег.
Многообразной, интересной жизнью наполнены будни дружного коллектива горной
заставы. Мы видим бойцов и в часы ответственных дежурств на границе, и в часы
воинской учебы, и во время веселого отдыха. Любовно ухаживает за своим лихим
конем сержант Кулешов (арт. С. Гурзо), заботливо хлопочет по дому мать
начальника заставы Полина Антоновна (арт. Е. Шатрова), детвора соседнего
селения радостно встречает новую учительницу - жену помощника начальника
заставы Веру Александровну Лунину (арт. М. Кузнецова), только что прилетевшую
из Москвы. Крепкая дружба и взаимопомощь связывает воинов с колхозниками
кишлака.
Советский берег живет
полнокровной мирной жизнью. На нем слышно все, что происходит за мутной полосой
воды.
А там, в другом мире –
свои нравы, свои, волчьи порядки. Пугливо озираясь спешат прочь пограничники в
мусульманских чалмах, заслышав пьяные крики "сограждан". С бандитами
из шайки Измаил-бека, разбившими лагерь у самой границы, - лучше не
связываться. Ведь за их спиной стоят важные господа из
американской "археологической"
экспедиции, неизвестно что ищущей по-соседству с советской границей. Однако,
эта неизвестность быстро рассеивается, как только появляются сами
"археологи" в американской военной форме. Ящики с безобидными
этикетками – "молоко" оказываются начиненными оружием и гранатами,
сами "изыскатели" – матерыми разведчиками, а их научная миссия –
засылкой шпионов на территорию СССР.
Но тщетны происки
поджигателей войны. Им не помогают ни изощренная хитрость, ни гибель обманутой
американцами шайки Измаил-бека, ни деньги, ни оружие. Поднимает руки под дулом
винтовки советского пограничники старый разведчик Картер, не пройдя и километра
по нашей земле. Та же участь постигает и "коллег" по ремеслу – Марроу
и его помощников, пересекших границу.
В фильме волнующе
передана напряженная атмосфера боевых буден заставы, отражающей налет банды
Измаил-бека и обезвреживающей американских шпионов. Динамичное, стремительное
развертывание сюжета заставляет с неослабевающим вниманием переживать все
события, происходящие на экране. Заманчивой романтикой подвига овеяны кадры
фильма, повествующие о борьбе советских людей с врагами. Забыв об опасности,
пытается задержать шпиона скромная учительница Вера Александровна Лунина (арт.
М. Кузнецова); задыхаясь в дыму от загоревшихся камышей, не перестает вести
огонь по бандитам маленький наряд пограничников; бесстрашно бросается на врага
сержант Кулешов. Каждый из них выполняет свой долг перед Родиной. Именно таковы
советские люди!
Увлекательно
рассказывает обо всем этом кинокартина "Застава в горах". Однако
одной занимательности, хотя она и составляет самую сильную сторону нового
фильма, еще не достаточно для создания полноценного художественного
произведения. И здесь необходимо сказать несколько слов о недостатках
кинокартины. Наиболее интересным в ней оказалась фабула, наименее удавшимся –
разработка образов героев. Большинство действующих лиц кинофильма решены
сценаристами поверхностно, лишены индивидуальной характерности, бедны в
разговорной речи. В результате получается, что все пограничники и даже члены их
семей говорят между собой только языком устава, а размышлять в стремительном
течении сюжета вообще не успевают. Подобная односторонность в показе воинов не
может не привести к обедненности образов, что и чувствуется в картине.
Есть в фильме и ряд
сюжетных неурядиц. Хотя требования приключенческого жанра и обязывают к остроте
фабулы, однако порой создатели кинокартины злоупотребляют этим, давая место на
экране малоправдоподобным ситуациям, как, например, случай с нахождением
голубиного портдепешника в горах.
Недостатки в новом
фильме значительны, но они, конечно, не в состоянии зачеркнуть его
положительное воздействие. Новая приключенческая кинокартина "Застава в
горах" нравится зрителям. Фильм получился занимательным и во многом
поучительным.
О. Власов".
("Советский Сахалин", 1953, № 276 (22,
ноябрь), с. 3).
Комментариев нет:
Отправить комментарий