вторник, 8 октября 2024 г.

"День завьюженный, морозный, все вокруг белым-бело…"

"... Едет парень в край колхозный
На каникулы в село.
Он все знает, понимает,
Что когда и где растет…
Только одного не знает,
Как его дивчина ждет".


65 лет назад в СССР находили свое долгожданное и крепкое счастье Павлина Хуторная и Степан Казанец:
"Дневник искусств
На веселом спектакле
"Стряпуха" так прозаически, на первый взгляд, назвал свою новую комедию драматург А. Софронов. Кажется, что может быть возвышенного, поэтического у человека с такой будничной профессией. Но Театр имени Евг. Вахтангова, показывая спектакль о колхозной стряпухе Павлине Хуторной, знакомит с молодой женщиной, гордой, красивой души, острого ума, умеющей постоять за себя. Встреча эта доставляет зрителям удовольствие, она лишний раз дает возможность увидеть, какие хорошие люди живут с тобой рядом.
Кубанская привольная земля... Театр (постановщик Р. Симонов, режиссер Е. Алексеева, композитор Б. Мокроусов, художник М. Виноградов) помогает зрителю сразу же после открытия занавеса почувствовать свежий, благодатный воздух этого края. Голубизна неба, снежные облака, ласковая предвечерняя прохлада, весь облик спектакля создают радостное ощущение уже при первом взгляде на сцену.
Какие же события происходят в пьесе? Насколько глубоки и значительны "поднимаемые автором проблемы"? Да вроде, решительных событий мы и не наблюдаем, глубоких конфликтов на сцене как будто и не происходит. Так почему же зритель с вниманием и удовольствием, что весьма немаловажно для сценического представления, следит за поступками героев пьесы?
"Стряпуха" —комедия и, если говорить точнее, —лирическая комедия. Драматург никого не бичует, никого не разоблачает. В пьесе нет отрицательных персонажей. (Ну разве можно к ним отнести старого Тимофея Сливу, кстати, написана эта роль весьма традиционно, все "пороки" смешного и безобидного старика сводятся лишь к тому, что он иногда может сболтнуть не к месту или пропустить лишнюю чарку). И все же житье-бытье героев не проходит без осложнений, которые и служат источником конфликта комедии.
Если пересказать сюжет пьесы, то он даст очень малое представление о происходящем. Дело сводится к тому, как Павлина Хуторная и комбайнер Степан Казанец после некоторых испытаний взаимного отношения друг к другу, после ряда осложнений — и серьезных, и комических —находят свое долгожданное и крепкое счастье. Крепкое потому, что, пройдя далеко не легкий путь, их любовь будет и горячей, и бережной, и долгой. И другая молодая пара — брягадир полеводческой бригады Галина Сахно и бригадир комбайнеров Серафим Чайка,— невольно оказавшаяся вовлеченной в конфликт Павлины и Степана и тем самым причинявшая себе временные огорчения. Но и у этой пары также в конце концов все приходит к благополучному концу. Вот, пожалуй, и все, что происходит на сцене.
Но это чисто внешняя линия интриги. А пристальный интерес к действию держится на многих метко найденных, весело и остроумно написанных эпизодах.
Зритель познает изображаемых героев в их сокровенных думах и чувствах, понимает, что эти скромные труженики — люди, далеко не заурядные, они живут полнокровной, насыщенной жизнью.
Посмотрите на Павлину Хуторную в ярком, жизненно-колоритном исполнении Ю. Борисовой, прислушайтесь к ее словам, к ее манере разговора. Сколько здесь и достоинства, и хитрости, и женского лукавства, и обаяния. И какая при этом вера в себя, сознание собственной силы. Она умна, эта колючая на язык стряпуха. И так естественно звучат у нее слова индийской поэтессы о настоящей большой любви — и верится, что они исходят из сердца, не услышаны от кого-то, а самой прочитаны и глубоко прочувствованы.
Под стать по характеру Павлине и Степан Казанец (хотя и не все еще найдено артистом Н. Гриценко в обрисовке этой роли), и Галина Сахно (Л. Пашкова), и Андрей Пчелка (Ю. Яковлев), и Серафим Чайка (М. Ульянов). Люди это разные, но хорошо чувствуется, что все они воспитаны в условиях нашего общегва.
В пьесе есть и недостатки. Действие ее иногда как бы замирает, и тогда на сцене происходят события, никак не помогающие развитию основного конфликта. Таковы, например, монологи деда Сливы, мало оправданное появление представителя казахского совхоза. Третий акт к концу кажется несколько растянутым, потому что все основные события уже свершились.
Язык пьесы сочный, полнозвучный, однако порою актеры чрезмерно нажимают на бытовой говорок, и это, к сожалению, нарушает лирическую тональность спектакля.
"Стряпуха" не претендует на изображение глубинных процессов колхозной жизни. Но она показывает хороших, добрых людей с их горестями и радостями, и зритель с удовольствием с ними знакомится.
Н. Громов".
("Правда", 1959, № 282 (9 октября), с. 4).

Комментариев нет:

Отправить комментарий