суббота, 20 мая 2023 г.

"Как не любить тебя, березка из подмосковного леска..."

"... Как эти точки и бороздки
Весь день глазами не ласкать!"


 
55 лет назад в СССР американские шпионы под дипломатическим прикрытием зазывали к себе алкоголиков:
"Фигаро из ЦРУ
На приемах он без умолку  говорит о театре. Люди, которые встретились с ним  впервые, могут даже принять его за деятеля искусства. Это, конечно, ошибочное впечатление. К искусству, как, впрочем, и к дипломатической службе, он имеет весьма отдаленное отношение.
Господин Дж. Лодизэн принадлежит к числу представителей тех специальных служб США, для которых американские посольства за границей стали прикрытием и которые, по признанию журнала "Тайм", составляют 87 процентов персонала посольств.
Точную принадлежность г-на Лодизэна к той или иной службе не могут определить даже его коллеги. Одни считают, что он из Информационного агентства США и ведет в связи с этим пропагандистскую работу среди широкого круга знакомых, пытаясь обратить их в свою веру.
Другие полагают, что Лодизэн из бюро разведки и исследований госдепартамента, в силу чего тяготеет к составлению различного рода пространных "исследований" о настроениях советской интеллигенции.
В действительности, второй секретарь посольства США в Москве Лодизэн просто шпион, в задачу которого входит ведение психологической подрывной и разведывательной деятельности. А болтовня о театре — это камуфляж, не более.
Люди, знающие Лодизэна, утверждают, что если он и постиг премудрости искусства, то только по известной книге бывшего шефа Центрального разведывательного управления США А. Даллеса "Искусство разведки".
Общение с подобным "искусством" началось у него еще в молодые годы. Будничная атмосфера Вирджинского университета, куда поступал учиться Лодизэн, не могла удовлетворить его буйного честолюбия. Не обнаружив заметных способностей и склонности к науке, он надевает мундир и пробует своисилы на армейской службе.
Но карьера обычного армейского офицера не устраивает Лодизэна. Он мечтает о куда более заметных ролях.
И тут нашелся антрепренер, имя которому —Центральное разведывательное управление США. ЦРУ быстро латает пробелы в образовании Лодизэна, направляя его сначала в языковую школу разведки в городе Монтерее, затем в Калифорнийский университет и далее в Институт иностранной службы.
В 1961 году ему поручается первая серьезная роль. Американцы готовят военный переворот в Бразилии, и г-н Лодизэн назначается на пост вице-консула в городе Белу-Оризонти. Он поддерживает тайные контакты с политическими противниками президента Гуларта, вручает им большие денежные суммы.
К моменту завершения "спектакля" г-н Лодизэн покидает Бразилию. Но срок договора с антрепренером не истек. И Лодизэну предлагают перевоплотиться и заново поставить голос. Его спешно направляют в широкоизвестную (правда, не в артистических кругах) американскую школу в Гармиш-Партенкирхене, ФРГ, подразделение "R". Через эту школу прошли многие американские дипломаты-шпионы, работавшие затем в посольстве США в Москве.
Этот же путь был уготован и для Лодизэна.
В мае 1966 года он появляется в Москве в новой роли —закупщика советской литературы. Должность довольно скромная, но "на всякий случай" Лодизэна снабжают дипломатическим паспортом. Вражеский разведчик сразу развивает кипучую деятельность. Целые дни он шныряет по городу, собирая всевозможные слухи и сплетни. Кроме того, Лодизэн занялся закупками политической, научно-технической и другой советской литературы, из которой его вашингтонские хозяева пытаются выдаивать шпионскую информацию о нашей стране.
Рвение г-на Лодизэна не осталось незамеченным. Начальство переводит его в политический отдел посольства и поручает "изучать" сферу интеллектуальной жизни советского народа —литературу и искусство.
Словом, "Фигаро здесь, Фигаро там... ".
И вот уже наш Фигаро начинает "вживаться" в новую роль. Он завязывает знакомства среди художников, писателей, представляясь им советником по культуре посольства США, назойливо зазывает в гости. Пригласив к себе нужного человека, он начинает всячески обхаживать его, вызывает на откровенность, а потом строчит донесения начальству.
Многие из его гостей, возможно, и не представляют себе, до какой степени извращаются их слова и мысли в отчетах этого господина, направляемых в Вашингтон. Дело доходит до того, что упомянутые в его докладных записках лица
ставятся на учет в американской разведке как потенциальные союзники США на случай войны. Об этом г-н Лодизэн невзначай проговорился одному писателю, отношения с которым он рассматривает, видимо, как доверительные.
Пользуясь положением хозяина дома, г-н Лодизэн позволяет себе поучать людей творческого труда, афишировать гнилые идейки из арсенала антисоветской пропаганды.
Не удивительно, что многие из гостей г-на Лодизэна вынуждены были прервать с ним всякие отношения, прямо назвав его шпионом.
Потерянные знакомства Лодизэн пытается восполнять за счет случайных уличных встреч. Не гнушаясь ничем, он зазывает к себе алкоголиков и даже просто психически неуравновешенных людей.
Правда, залетают еще к нему на огонек, да и то больше опохмелиться, некоторые "непризнанные гении", которые осушают не одну бутылку под аккомпанемент демагогической трескотни этого американского культуртрегера о судьбах русской демократии.
А вместе с этими любителями "зеленого змия" к господину Лодизэну зачастую вползают грязные слухи и сплетни, до которых так охочи его хозяева в ЦРУ.
Но... "Фигаро здесь, Фигаро там". Господин Лодизэн, достаточно скомпрометировав себя, очень своевременно получает новое назначение. И куда бы вы думали? В штаб-квартиру НАТО в Брюсселе... Интересно, какую новую роль ему поручат играть на авансцене этого милитаристского театра?
В. Ларчиков".
("Известия", 1968, № 116 (20  мая, московский вечерний выпуск), с. 4)
.

Комментариев нет:

Отправить комментарий