вторник, 3 января 2023 г.

"То подвигами славными своими..."

"... Мы приближаем завтрашние дни,
Чтоб и на Волге и на Украине
Победы новой вспыхнули огни".
  

70 лет назад в СССР даже талантливому актеру не удавалось создать яркого, запоминающегося образа партийного руководителя, если в основе лежала мура из-под пера драматурга Г. Мдивани:
"Театр
Новые времена—новые люди
Киевский государственный русский драматический театр имени Леси Украинки показал премьеру — драму Г. Мдивани "Новые времена". Обращение театра, репертуар которого не очень богат произведениями о советской действительности, к пьесе Г. Мдивани вполне закономерно, ибо в ней показан процесс развития колхозной деревни, процесс роста советских людей.
Место действия драмы — укрупненный подмосковный колхоз "Новые времена".
Главный герой драмы — председатель колхоза Василий Степанович Агафонов.
Двадцать лет бессменно председательствует в колхозе Агафонов. Славный путь за эти годы прошел колхоз "Новые времена" — от маленького коллективного хозяйства до подлинно "народной академии", как ныне с гордостью называют его колхозники. Много сил и труда, всю свою душу вложил в дело процветании родного колхоза Василий Агафонов. Его хвалят в центральных газетах, им гордятся односельчане.
Но на душе у Василия Агафонова неспокойно. Коммунист Агафонов чутко прислушивается к поступи времени, зорко следит за тем, как зарождается новое. Он понимает, что практические навыки, хозяйская сметка "умного мужика", помогавшие ему, когда дело касалось маленького колхоза, оказываются далеко не достаточными для руководства современным высокомеханизированным крупным хозяйством.
Так назревает конфликт, на котором построена пьеса. Это не внешний конфликт положений, а внутренний, психологический конфликт. Перед исполнителем роли Василия Агафонова народным артистом УССР Ю. Лавровым стояла сложная задача — показать зарождение конфликта, его назревание и разрешение. Если бы Василий Агафонов осознал свою отсталость в результате чисто внешней причины, скажем, после крупного провала в работе, то это, конечно, облегчило бы задачу актера, но зато обеднило бы идейное и психологическое значение пьесы, а также и самый образ Василия Агафонова. Но в драме Г. Мдивани Агафонов приходит к убеждению в своей недостаточной подготовленности, в необходимости учиться после того, как безжалостно проводит сквозь огонь непримиримой партийной самокритики те едва заметные сигналы о недостатках работы, которые еще не видны окружающим.
Актер Ю. Лавров очень убедительно раскрывает образ Василия Агафонова. Он показывает, что решение Агафонова уйти с поста председателя и "засесть за книжки" стоит ему больших усилий. Против этого решения вся его семья — отец, жена, сын. Против этого решения его друзья и товарищи и даже секретарь райкома. Наконец, что психологически не менее важно, против этого решения — его крутой и властный характер, врожденное "агафоновское" самолюбие. Но выше всего оказывается в нем чувство нового, чувство человека, не боящегося пожертвовать благополучным сегодня ради еще более прекрасного завтра, чувство, которое воспитала в нем партия.
В ночном разговоре со своим братом Василий Агафонов, как бы взвешивая все за и против, окончательно выходит победителем над теми, кто против его решения пойти учиться, и, что еще важнее,— победителем над самим собой. Волнующе, с подлинным драматизмом проводит эту сцену Ю. Лавров.
Внутренний конфликт Василия — его личная драма. Прав поэтому автор пьесы, назвавший ее драмой. Но драма эта— оптимистическая, жизнеутверждающая. Именно так трактует ее Ю. Лавров, именно так трактует ее и постановщик спектакля режиссер Н. Соколов.
Центральный образ Василия Агафонова наиболее удался автору пьесы. Это цельная, колоритная, полная жизни, незаурядная личность. Таким же видим мы его и на сцене театра имени Леси Украинки. Василий Агафонов в исполнении Ю. Лаврова убеждает и волнует зрителя.
Хорошо справились со своими ролями народный артист УССР В. Халатов, исполняющий роль, отца Василия Агафонова — Степана Макаровича, и народный артист УССР С. Петров, играющий роль колхозного сторожа Тараса "Чижика". Два совершенно различных по своему – характеру старика —гордый и властолюбивый Степан Макарович в исполнении В. Халатова и лукавый "Чижик" в исполнении С. Петрова, несмотря на эпизодический характер этих персонажей, запоминаются зрителем.
Успешно справилась со своей задачей и заслуженная артистка УССР К. Богданова, играющая роль жены Василия Агафонова— Екатерины Григорьевны.
Пьеса "Новые времена" в постановке  театра имени Леси Украинки не лишена и недостатков, порой весьма существенных.
Как в пьесе, так и в спектакле оставляет желать лучшего роль молодого агронома Сергея Сухова, приехавшего в колхоз и ставшего в дальнейшем его председателем.
Автор пьесы рекомендует нам Сухова следующим образом: "...Сергей Сухов высокого роста, лет 28—30, с приветливо улыбающимся, располагающим лицом. В этом человеке есть что-то приподнятое, взволнованное, ему хочется верить". Сухов в исполнении актера А. Решетникова —действительно высокого роста, ему можно дать 28—30 лет, он приветливо улыбается, говорит приподнято и взволнованно, зритель хочет ему верить, но... не верит.
Дело в том, что актер, имея дело с образом, во многом не завершенным и схематичным, не углубил его. Сухов—Решетников слишком назидателен, чтобы зритель ему поверил. А в сравнении с Василием Агафоновым он еще больше тускнеет. Более уверенно чувствует себя А. Решетников в лирических сценах.
Вызывает симпатию зрителя библиотекарша Зоя, роль которой исполняет артистка И. Павлова.
Роль секретаря райкома партии играет заслуженный артист УССР Д. Франько.
Если талантливому актеру не удалось создать яркого, запоминающегося образа партийного руководителя, то это объясняется прежде всего тем, что пьеса не дает для актера необходимого материала.
Трудная задача стоила и перед артистом А. Шестопаловым, исполняющим роль сына Василия Агафонова —Алексея. У автора пьесы образ Алексея не вполне определен. С одной стороны, это слабохарактерный молодой человек, о котором его отец говорит, что он "не  вышел". С другой —это способный агроном, инициативу которого подавлял отец, председатель колхоза, не принимавший сына всерьез. Актеру А. Шестопалову следовало выбрать ту или иную линию раскрытия характера Алексея и набежать раздвоения образа.
Постановщик Н. Соколов вдумчиво поработал над спектаклем. Хорошо решен им финал, где поющая молодежь тактично перемещена на задний план, дабы не превращать драму Агафонова в пьесу со "счастливым концом".
Творческий коллектив Киевского государственного русского драматического театра имени Леси Украинки много и плодотворно потрудился над пьесой "Новые времена". Что же касается недостатков, то коллектив театра должен постараться в своей дальнейшей работе устранить их и поднять выше художественный уровень спектакля.
М. Стуруа".
("Известия", 1953, № 3 (4 января), с. 3).

Комментариев нет:

Отправить комментарий