понедельник, 22 августа 2022 г.

"О Боже, как мне было тяжело!.."

"… Всё нищенское наше барахло
Осматривала тщательно таможня.
Как, от стыда сгорая, я стоял
Над ворохом потертых одеял –
Пересказать словами невозможно".


35 лет назад увеличилось проникновение на территорию СССР враждебных и идейно ущербных материалов:
"Таможня
На вопросы читателей "Правды" отвечает начальник Главного управления государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР В. Н. Базовский
 — Многие годы, Владимир Николаевич, деятельность службы таможенного контроля находилась как бы вне поля зрения общественности. В редких же публикациях говорилось лишь о профессиональном мастерстве таможенников, выявляющих хитроумно скрытую контрабанду. Поэтому для многих наших читателей были неожиданными вывод таможенной службы из системы Министерства внешней торговли и создание чуть больше года назад  самостоятельного Главного управления государственного таможенного контроля (ГУГТК) при Совете Министром СССР. А в апреле нынешнего года мы узнали о коренной перестройке органов государственного таможенного контроля...
— ...И наконец-то открыто, принципиально было сказано о недостатках в нашей работе. Читатели, видимо, хотят знать, как таможенники дошли до такого  положения, что делается для его исправления.
Вопрос такой, что однозначно на него не ответишь. Ведь и сегодня среди таможенников всего мира репутация наших работников, их профессионализм считаются одними из лучших. Но годы застоя коснулись и таможни. Структура и формы ее деятельности, материально-техническое и кадровое обеспечение в значительной степени отстали в своем развитии и вошли в противоречие с требованиями времени. Для сравнения приведу две цифры: если в начале двадцатых годов в таможне работало 19 тысяч человек, то в конце семидесятых—в десять раз меньше. Наряду с экономическими издержками это имело и неблагоприятные политические и социальные последствия. Увеличилось проникновение на территорию СССР враждебных и идейно ущербных материалов, появились проблемы видеобизнеса, контрабанда в крупных размерах наркотиков.
— И что же в этом плане предпринимается? Жалоб на работников таможни немало в редакционной почте. Например, Н. Крюков из Ленинграда, которому не раз по служебным делам приходилось выезжать за границу, сетует на формализм и бюрократизм при оформлении документов, волокиту в пропуске багажа, излишнюю подозрительность, грубость и даже вымогательство таможенников.
— К нам тоже поступают подобные сигналы. Поэтому с первого дня образования ГУГТК решительно стали освобождаться от людей малокультурных и нечестных. А такие в системе были и, наверное, еще есть. Например, сотрудники Кушкинской таможни М. Аташев, И. Валов, С. Танзынков, О. Турышев были привлечены к уголовной ответственности за злоупотребления служебным положением, взяточничество, спекуляцию в особо крупных размерах. Подобные факты имели место и коллективах Московской центральной и Находкинской таможен. Шесть начальников таможен смещены как не обеспечивающие руководство либо за злоупотребление служебным положением.
Ключевая во все времена кадровая проблема на нынешнем этапе приобрела для таможенной службы повышенную остроту. Это связано, с одной стороны, со значительным ростом и усложнением стоящих перед нами задач, а с другой — это прямое следствие длительного ослабления внимания со стороны бывшего руководства МВТ СССР к вопросам подбора и расстановки кадров, повышения их профессионального мастерства. Общее количество работающих в таможенной службе сейчас в 6-8 раз меньше, чем в развитых западноевропейских странах при наличии там более высокого технического оснащения. Численность работающих в наших таможнях ни в какой мере не отвечает возросшим объемам и  интенсивности контроля. Достаточно сказать, что более чем в 30 пунктах пропуска через границу нет таможенных учреждений, и их функции в упрощенном виде осуществляют пограничники.
Владимир Николаевич, наш читатель из Одессы В. Ющенко считает, что таможенникам пришла пора пересмотреть ряд инструкций и правил, которые явно устарели.
— Согласен с ним. Многие нормативные акты и таможенные правила, регламентирующие порядок и процедуру пропуска через государственную границу пассажиров, транспортных средств, грузов, почтовых отправлений и вещей, устарели и не учитывают сложившегося за последние годы нового характера международных связей Советского Союза. Таможенный кодекс СССР, принятый в 1964 году, не раскрывает основополагающих принципов современной таможенной политики.
Увлечение мелочной регламентацией привело к не поддающемуся для  использования на практике количественному разрастанию норм и правил, порой даже задевающих достоинство человека. За последние двадцать лет их введено более пятисот. В результате возрастает трудоемкость и снижается культура досмотра, а самое главное -- затушевываются политическое содержание и экономическая целесообразность таможенной деятельности. В одинаковые условия в части процедуры контроля, например, поставлены граждане социалистических и капиталистических стран.
Все это порождает формализм, низкую культуру таможенного оформления, что в свою очередь вызывает серьезные нарекания как граждан капиталистических стран, так и советских людей, наших друзей в соцстранах.
Так, недавно начальник станции Рени обратился в Главное управление с просьбой выпустить контейнер с домашними вещами гражданки НРБ Ивановой, мать которой умерла в СССР. Контейнер простаивает с прошлого года, вещи портятся, а начальник таможни, ссылаясь на отсутствие некоторых документов, положенных по инструкции, не принял никаких мер сам и не обратился в главк для решения вопросов. Или гражданам Болгарии Калинковым — пенсионерам, приезжавшим в гости к детям и внукам, проживающим в Москве, Унгенской таможней была  начислена такая пошлина за подарки, что они схватились за голову. Работники таможни в суммарную стоимость подарков включили все, до последней иголки. Хотя в действительности подарком был только отрез на костюм.
Что делается н этом направлении? Более 200 таких правил, инструкций, указаний мы уже отменили. Пересматриваем все нормативные документы. Но надо иметь в виду, что ряд из них регулируется Указами Президиума Верховного Совета СССР, постановлениями Совмина СССР. Поэтому тут все одним махом не решишь.
На днях Совет Министров СССР утвердил Положение о Главном управлении государственного таможенного контроля при Совмине СССР. Интенсивно ведется работа над проектом нового Таможенного кодекса страны. В конце года мы рассчитываем представить его на утверждение Президиума Верховного Совета СССР. Завершена работа над проектами новых Правил пропуска грузов, международных почтовых отправлений, дипломатического багажа.  Разрабатывается упрощенный порядок ввоза и вывоза товаров, документации и образцов продукции в рамках прямых связей и функционирования совместных предприятий и международных объединений без специальных разрешений на основе соответствующих договоров, заключенных с партнерами из стран — членов СЭВ. Введены новые Правила о порядке пропуска грузов агропрома, породненных областей, городов и приграничных районов.
Перестройка таможенной службы идет по двум направлениям. Во-первых, организовывается таможенный контроль непосредственно на совместных предприятиях, получивших право выхода на внешний рынок. Там создаем институты уполномоченных и досмотровые комиссии на общественных началах. Некоторый опыт в атом плане уже накопили Московская центральная таможня, работая с предприятиями Москвы, Рязани, Тольятти, Калуги, и Белорусская территориальная таможня.
Второе направление — придаем действительно приоритетный характер нашим отношениям с соцстранами. На первом этапе имеется в виду максимально упростить таможенные формальности для граждан СССР и социалистических стран, следующих через границу по делам, связанным с экономическим, научно-техническим и другими видами сотрудничества. По нашей инициативе не так давно в Москве состоялась встреча экспертов, а сейчас мы ведем двусторонние переговоры с таможенными управлениями соцстран о подписании соглашения о единой таможенной декларации, признании национальных таможенных документов, одностороннем и совместном досмотре, унификации норм пропуска через границу предметов, взаимной правовой помощи в области борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил.
Во многих письмах говорится о том, что таможни располагаются в малоприспособленных, тесных помещениях, что у таможенников практически нет современной технини, которая бы позволила повысить надежность досмотра, ускорить саму эту, согласитесь, малоприятную процедуру.
Действительно, материально-техническая база — самый больной вопрос для нас. Размещаются таможни в неприспособленных, случайных помещениях. Их площади, планировка и оборудование не соответствуют требованиям таможенного контроля и не позволяют выстроить рациональную технологическую схему его прохождения. Это порождает очереди, толкучку, снижает эффективность и культуру работы, вызывает нарекания людей. Теснота и духота, старая мебель, убогий интерьер досмотровых залов и комнат оставляют тяжелое впечатление. Восемьдесят процентов таможен не обеспечены досмотровыми и служебными помещениями. Люди работают в любое время года под открытым небом.
Построенные еще до революции добротные служебные и досмотровые здания, складские помещения заняты по милости бывшего руководства Министерства внешней торговли СССР кем угодно, только не таможенниками. Так, в зданиях Московской центральной таможни, где мы с вами беседуем, разместились три подразделения Минвнешторга СССР, конторы и службы Мосавтотранса, Минсвязи, Минторга СССР.
Чтобы иметь представление о нашей базе, расскажу один курьезный, а вернее прискорбный случай. Недавно довелось беседовать с К. Гыргеновым,  начальником Мондинской таможни, что в Бурятской АССР. Много у него оказалось проблем. Спрашиваю: "Почему же нам не звоните?" Отвечает: "Так телефона нет". Оказалось, не только телефона, но и электричества нет. Такие убогие условия прямо влияют на эффективность и качество нашей работы. Правда, сейчас приняты конкретные решения о создании надлежащих условий для работы таможенников и пограничников. Однако ни одно из министерств, которые должны были это сделать, пока не выполняет принятых решений.
— Владимир Николаевич, большая часть читательских писем касается вопроса непосредственной деятельности таможенников. Они беспокоятся о надежности нашего таможенного щита. Н. Ковальчук из Киева и другие просят рассказать о конкретных случаях задержки контрабанды.
— Я уверен, что оснований для беспокойства нет. Для убедительности приведу цифры. В целом таможенные учреждения страны завершили 1986 год с несколько лучшими, чем в 1985 году, показателями. При общем сохранении численности работающих осуществлен контроль и оформление 395,4 миллиона тонн грузов. Выявлено более 22 тысяч попыток провоза контрабанды задержано предметов и ценностей на сумму свыше 11 миллионов рублей, 430 тысяч экземпляров идеологически вредных материалов, сотня единиц оружия и боеприпасов. С хорошими показателями мы работали и в первом полугодии текущего года.
Улучшилось материальное положение наших работников. С января текущего года им выплачивается доплата за персональные звания, инспекторскому составу  выдается бесплатная форменная одежда. Она, кстати, у нас скоро будет новой, более удобной и, что немаловажно, красивой. Принят ряд мер к решению социально-бытовых проблем, получены средства для участия в строительстве жилья. Намечено создание в Москве первого учебного заведения, которое будет готовить работников нашей службы.
Теперь о конкретных недавних случаях. Например, граждане Сирии А. Шихаби и М. Тайеба пытались провезти через Бориспольскую таможню шесть килограммов жемчуга в специально изготовленных тайниках. Им это не удалось. В купе  международного вагина "Вроцлав—Москва брестские таможенники обнаружили электронных часов иностранного производства на 82.540 рублей. Интересный был случай в Потийской таможне. При досмотре БМРТ "Ахмета", который возвращался из Испании, в танке технического жира, расположенном в помещении воздуходувки, обнаружены в семнадцати пакетах 23.052 синтетических головных платка с люрексом. Ленинградские таможенники задержали граждан Бельгии, которые в тайниках под одеждой и даже в ботинках пытались ввезти в нашу страну большое количество антисоветских листовок. Везли они также своеобразные замки, которыми скрепляют приготовленные к разбрасыванию листовки. Моряк из Сингапура пытался провезти больше двух  килограммов героина, которые укрыл в специально оборудованном чемодане с двойным дном. В каждом этом случае нашим работникам довелось проявить недюжинное профессиональное мастерство. Ведь способы провоза контрабанды становятся все изощреннее. Например, идеологически вредную литературу доводилось извлекать из нераспечатанных пачек печенья и кофе, из коробок конфет и специальных нательных поясов и даже из... пирога.
И все же, если мне задать вопрос, начали ли мы действовать на уровне новых требований, то в лучшем случае можно сказать, что только начинаем. Да и то не широким фронтом, а скорее на отдельных участках. Причины такой замедленной перестройки? О них мы как раз к говорили.
Беседу вели
Г. Овчаренко,
А. Черняк.
г. Москва".
("Правда", 1987, № 235 (23 августа), с. 3).

Комментариев нет:

Отправить комментарий