воскресенье, 10 июля 2022 г.

"На большую кремлёвскую встречу люди Родины нашей сошлись…"

"… В ожидании сталинской речи
Всюду много сияющих лиц".


75 лет назад советские люди радовались тому, что на смену разной хрени в театральную жизнь Риги пришло наконец настоящее искусство:
"Театр
"Кремлевские куранты" на латышской сцене
В Риге, в Государственном театре драмы Латвийской ССР, поставлен спектакль "Кремлевские куранты". Мы были свидетелями того исключительного впечатления, той взволнованности, с какими трудящиеся Латвии смотрели этот спектакль, тех дружных рукоплесканий, которые раздавались при появлении артистов, создавших (впервые, на латышский сцене) образы вождей революции — В. И. Ленина и И. В. Сталина.
Это не просто очередная премьера театра, а событие, выходящее за пределы только театральной жизни и имеющее в республике большой общественно-политический резонанс.
Постановщику спектакля Вере Балюнас удалось правдиво, реалистически убедительно воссоздать эпоху начала двадцатых годов, показать трудную и прекрасную юность нашей страны.
В пьесе Н. Погодина, как известно, центральным действующим лицом является Ленин. Перед актером Рихардом Зандерсоном стояла сложнейшая и ответственнейшая задача — создать сценический образ Ильича. Актер в основном справился с этой задачей. Богатый творческий опыт, накопленный русским театром—изображение Ленина Щукиным, Штраухом, Грибовым,— значительно помог ему в работе. Мы увидели на сцене внешне простой, глубоко человеческий, полный внутренней силы образ Ленина. Совершенствуя свое исполнение роли, актер сумеет еще более углубленно раскрыть образ Ленина.
Рейнхольд Цуринь с чувством большой ответственности, тщательно работал над сценическим образом Сталина. Актер хорошо передает внутреннюю силу и спокойную уверенность Сталина, его интонации, особенность его жестов, его юмор, умение сразу разгадать человека, определить ему цену. В спектакле мы видим единство мыслей, могучее содружество двух великих людей нашей эпохи — Ленина и Сталина.
Менее удачно исполнение роли Дзержинского  актером К. Клетниек.
Роль инженера Забелила в спектакле приобретает особое значение, так как в условиях молодой Советской Латвийской республики проблема идейного воспитания интеллигенции стоит очень актуально и остро. Эту роль играет заслуженный деятель искусств Латвийской ССР А. Амтман-Бриедит. Его Забелин—волевой, энергичный человек, упорный и властный. Но временами хотелось бы смягчить, особенно в первых картинах, этот резкий и прямолинейный рисунок. Убедительно показывает актер внутренний перелом, который вызван неожиданной беседой с Лениным.
Дочь Забелина Машу играет молодая и талантливая актриса. В. Лине. Образ полон свежести, очарования молодости, обаяния. Но Маша порою кажется слишком слабой, хрупкой, беспомощной.
Заслуженный артист республики Ж. Катлан с благородством и мужественной простотой исполняет роль "геройского матроса" Рыбакова. В спектакле Рыбаков показан человеком сильным и вместе с тем сдержанным, собранным, целеустремленным. Правда, временами он выглядит слишком уж элегантным.
В этом спектакле даже второстепенные роли исполняются ведущими актерами театра. Надо отмстить 80-летнюю Берту Румкиек, народную артистку республики, создавшую из маленькой роли старухи с ребенком яркий и запоминающийся образ; Анту Клинт, заслуженную артистку республики, с большой сдержанностью и тактом исполняющую роль жены Забелина; заслуженного артиста республики Я. Осиса в роли часовщика; заслуженную артистку республики Ольгу Леяскалн, исполнительницу роли "дамы испуганной", и Герберта Зоммера, создавшего острую и убедительную комедийную фигуру мрачного "скептика", пророчащего всем несчастья.
Значительно менее удачной в спектакле явилась работа художника Л. Грасманакоторый в ряде сцен ограничил свою задачу простым повторением декораций в спектакле МХАТ.
К подготовке спектакля театр отнесся весьма добросовестно. Постановке предшествовали внимательное изучение истории партии, поездка в Москву для работы в Музее Ленина и для знакомства с опытом русских театров, в первую очередь МХАТ, который взял шефство над театром.
Постановка "Кремлевских курантов" экзамен для латвийского театра на политическую и  художественную зрелость. Несмотря на отдельные недостатки, театр с честью справился со своей задачей.
Н. Чушкин".
("Правда", 1947, № 177 (11 июля), с. 3).

Комментариев нет:

Отправить комментарий