вторник, 12 октября 2021 г.

"Я видел, галерка бежала к сцене…"

"… Где я в токаттном бреду,
И видел я,
Иностранный священник
Плакал
В первом ряду".
 

55 лет назад на советской сцене актёрам было трудно найти особую человечность в образах следователей и секретарей ЦК союзных республик, но им и это удавалось:
"Театр, кино, музыка
"Тяжкое обвинение"
У автора широко известных "Записок следователя" Л. Шейнина свое писательское лицо. Его отличительные черты — оптимизм, мягкий юмор и вера в человека.
В пьесе "Тяжкое обвинение", поставленной на сцене Московского художественного театра народным артистом СССР Б. Ливановым, Шейнин-драматург сохранил свою писательскую индивидуальность; более того, угаданная и подтвержденная мастерством постановщика, она, эта индивидуальность, стала как бы более зримой. Несмотря на всю драматичность ситуации пьесы, спектакль искрится юмором.
Оптимистическая атмосфера в зале, как нам кажется, — следствие не только замечательной работы актеров, постановщика и драматурга, но и результат какого-то особого взаимопонимания, возникающего между актерами и зрителями на основе единого восприятия современной действительности. Соединяя эмоциональную силу характеров, написанных драматургом, с логической  последовательностью режиссерских акцентов, постановщик утверждает характерное для наших дней доверие общества к человеку и человека к обществу.
В этом точно выраженном идейно-художественном и политическом звучании спектакля — основная заслуга театра.
Трудность главных ролей — роли секретаря ЦК одной из союзных республик, которую играет народный артист СССР М. Болдуман, и роли следователя Каргина, которую играет артист Н. Пеньков, — заключается, на мой взгляд, в том, что обе они несколько традиционны. Но исполнителям удалось преодолеть эту традиционность; и мне думается, прежде всего потому, что артисты нашли в своих героях ту особую человечность, которая в каждом человеке бывает разной.
Несколько иная и, как мне кажется, еще более трудная роль досталась в этом спектакле народному артисту СССР Б. Смирнову. Он играет Логинова. По существу это главная роль. Настоящее, большое страдание лежит многолетним, тяжким камнем на сердце Логинова. Когда человек не знает за собой вины, он не может оправдаться, ему нечего сказать, у него нет слов... Логинов-Смирнов несет в себе большое горе, прикрыв его мужеством. И когда на момент теряет его,— зритель понимает насколько велико горе этого человека. Само поведение артиста на сцене, не в меньшей степени, чем текст, делает его роль значительной и весомой.
Народный артист Литовской ССР Л. Иванов играет генерала Колотова. Он создает образ человека, оставшегося нам в наследство от времен "культа". Такая трактовка находится, на наш взгляд, в противоречии с тем, что написал драматург. По пьесе Колотое срывает со стены предвыборный плакат с портретом кандидата в Верховный Совет Логинова. Суховатый и чуть надменный внешне, сдержанный в жестах, лишенный и обаяния и человечности, Колотов-Иванов не стал бы срывать плаката. Для этого нужен гнев, искренний порыв. Не станет такой Колотов и говорить те резкие слова секретарю ЦК, которые написал ему драматург. Кроме того, такой Колотов для догадливого зрителя заранее определяет финал пьесы. Постановщик, не только со вниманием, но и с проникновением вскрывший характеры написанных драматургом персонажей и обогативший пьесу глубиной своего мастерства, один раз не поверил драматургу и допустил просчет, тем более досадный, что, на мой взгляд, он единственный.
Нельзя умолчать и об одном просчете драматурга. Речь идет о финале пьесы, где только случайный приезд дочери Потапова — Ларисы помогает следователю Каргину найти в порученном ему деле истину. Неужели все усилия и его и тех, кто стоит за ним, были бы потрачены зря, если бы она не приехала к отцу на каникулы? Правда, в пьесе есть реплики Каргина, что он очень рад приезду Ларисы и имел в виду с ней поговорить. Но у зрителя остается именно высказанное здесь впечатление.
Само собой разумеется, что успех, заслуженный актерами, постановщиком и драматургом, значительно перевешивает отмеченные недостатки.
Исполнение эпизодических ролей лучшими актерами театра можно с полной ответственностью назвать "концертным". А. Георгиевская, А. Грибов, А. Жильцов, Т. Ленникова, М. Прудкин, А. Тарасова и Е. Ханаева подарили зрителю немало радостных минут общения с подлинным искусством.
В этом спектакле запоминаются и почти "проходные" роли, такие, как  милиционер Девушкин в исполнении Н. Кондратьева, парень с гитарой — в исполнении В. Петрова, рецидивист Кондратюк — артист В. Привальцев, капитан Светличный — Ю. Пузырев. Это еще раз доказывает, насколько высок уровень всего артистического ансамбля МХАТа.
На одной из старейших сцен Москвы появился интересный спектакль.
Вл. Соловьев".
("Известия", 1966, № 242 (12 октября, московский вечерний выпуск), с. 6).

Комментариев нет:

Отправить комментарий