"...Плывет навстречу солнцу шар земной,
И гордо реет Ленинское Знамя
Над нашей замечательной страной!"
Над нашей замечательной страной!"
55 лет назад
в СССР некоторые письма групп ударников коммунистического труда подымали вопросы
общественного характера:
"С
кого Вы пишете портреты?
Письмо
ударников коммунистического труда писателю В. Аксенову
Уважаемый товарищ
Аксенов!
Заботясь о молодежи,
наш коллектив наметил ряд мер, направленных к расширению кругозора молодых товарищей,
к воспитанию их в духе морального кодекса строителей коммунизма. Вполне понятно,
что в числе многих средств, которые полезны для этого, мы взяли "на вооружение"
и литературу, памятуя слова Максима
Горького: "Всему лучшему, что есть во мне, я обязан книгам".
Обратились мы
и к Вашему рассказу "Товарищ Красивый Фуражкин", помещенному в журнале
"Юность" (№ 12 за 1964 г.). Нас привлекло то, что рассказ написан о ялтинских
водителях такси.
Мы прочитали
его и, признаемся, испытали глубокое огорчение. Героем его вы сделали жулика и откровенного
рвача, некоего дядю Митю, человека подлого в моральном смысле—подонка...
Мы понимаем,
что писатель вправе выбрать любого героя, хорошего или плохого. Мы также знаем,
что шоферы не ангелы. Есть в нашей среде люди нечестные и несознательные. Но мы
понимаем и то, что Вы написали не фельетон о конкретном носителе зла, а рассказ,
что Ваш дядя Митя—образ собирательный. Но так ли?
Посмотрите, как
получилось: всему злу, заключенному в дяде Мите, противостоит только милиционер
"в красивой фуражке". А водители, сослуживцы дяди Мити? Из них в рассказе
заметнее всего выделяется Жора Борбарян, такой же рвач, как и дядя Митя. Он тоже
"подметки рвет". Стало быть, обобщение еще больше усиливается. А о людях
хороших Вы и словечком не обмолвились. Не заметили их? Вот это-то нам и обидно...
Говорят, что
у писателя есть записная книжка, в которую он заносит наблюдения и факты. Если
не поленитесь, запишите. В нашем коллективе сто ударников коммунистического труда.
82 — ветераны крымских дорог. Тридцать водителей Ялтинского таксомоторного парка
являются общественными автоинспекторами, т. е. им дано такое же право, как и инспектору
ГАИ "в красивой фуражке".
Или вот такие
примеры. Наш товарищ водитель такси Анатолий Марков подобрал на улице больную
женщину и отвез ее в скорую помощь на своей машине, не взяв ни копейки. Пассажиры
порой забывают в такси ценные вещи, фотоаппараты или сумочки с деньгами и документами.
Как правило, эти вещи не пропадают, их возвращают владельцам через стол находок,
а водители Грабарь, Супрунов сами разыскивали пассажиров, чтобы вернуть им пропажу...
Подводя итоги
за 1964 год (как раз тот год, когда Вы писали о дяде Мите), Ялтинский горком КП
Украины и Ялтинский горисполком присвоили нам звание "Коллектива
высокой культуры". Поймите нас правильно: это не хвастовство, а констатация
фактов.
Шоферы—это рабочие,
им тоже дорога рабочая честь. И мы за нее боремся. Мы хотим, чтобы слово "таксист"
произносили с уважением наряду со словами "сталевар", "шахтер",
"хлебороб".
Мы верим, что
Вы не по злому умыслу оговорили несколько сотен хороших ребят. И поверьте, что к
таким ловкачам, как Ваш дядя Митя, у нас в коллективе нетерпимое отношение. Но Вы-то
об этом, судя по всему, не знали.
Мы предполагаем
Ваше возражение: дескать, коль скоро вы, товарищи, прониклись негодованием — значит
цель достигнута. Вы не станете следовать дурному примеру дяди Мити.
Но поймите, раз
Вы создали обобщенный образ ялтинского шофера-рвача, то это бросает какую-то тень
и на весь наш коллектив. И обиднее всего, что написал так писатель талантливый,
дорогой нам. А журнал "Юность", напечатавший этот рассказ, как нам думается,
не преподал юношеству доброго примера.
Мы не собираемся
указывать Вам, как писать. Каждому — свое. Но хочется, чтобы Вы писали правду, а
правда не в дяде Мите, а в тех, кто честно работает.
С неизменным
уважением к советским писателям, по поручению коллектива Ялтинского таксомоторного
парка, ударники коммунистического труда:
В. Портнов, В.
Косарев, П. Коваль, В. Зубенко, А . Кречет и др.
От редакции:
Публикуя письмо группы ударников коммунистического труда, водителей Ялтинского таксомоторного
парка писателю В. Аксенову, редакция полагает, что это письмо выходит за рамки
частной переписки читателей с писателем и подымает вопрос общественного
характера — о соответствии литературы с жизнью, о правдивом изображении нашей
действительности.
Конечно,
писателю принадлежит полное право самому выбирать тему и героев литературного произведения.
Верно и то, что наряду с утверждением нового, светлого о нашей жизни литература
призвана вести решительную борьбу с пережитками
прошлого, со всем тем, что мешает нам успешнее идти вперед по пути к
коммунизму.
Однако едва
ли можно считать нормальным такое положение, когда некоторые наши писатели, особенно
молодые, сосредоточивают все свое внимание на негативном изображении
современности, проявляют интерес главным образом к описанию темных сторон действительности, к
смакованию душевной растерянности и неустроенности своих героев, искажая таким
образом общую картину жизни советского общества.
В свое время
общественность справедливо указывала на преобладание таких негативных тонов в
деревенском очерке А. Яшина "Вологодская свадьба", в рассказе А.
Солженицына "Матренин двор". Недавно на пленуме Ленинградского
горкома
КПСС, обсуждавшем работу ленинградских писателей, столь же справедливо
подверглись критике произведения молодых литераторов А. Битова и Г. Горышина
именно за чрезмерную приниженность и растерянность изображаемых ими героев.
Критика эта
относится не только к писателям, но и к издательствам, к литературно-художественным журналам. Особым
пристрастием к публикации "негативных"
произведений в последнее время отличается журнал "Новый мир", самое название
которого предполагает утверждение нового, светлого в нашей жизни. Не всегда
требователен в отборе материалов и журнал "Юность", призванный
воспитывать наше юношество на героических примерах жизни советского общества.
Многое в
смысле направления развития литературы и искусства по пути, указанному
Программой КПСС, могла бы сделать наша литературная критика. Но, к сожалению,
она не всегда достаточно принципиально и глубоко откликается на явления
литературной жизни. Между тем художественная литература, как справедливо
полагают авторы письма, должна всемерно способствовать воспитанию нового
человека, активного строителя коммунистического общества".
("Известия",
1965, № 191 (13 августа, московский
вечерний выпуск), с. 4).
Комментариев нет:
Отправить комментарий