среда, 12 августа 2020 г.

"И гудят поезда от рассвета до темна..."


"...И видна вся страна
Из вагонного окна".


60 лет назад главные советские журналисты называли вагонные сортиры туалетными комнатами, а колледж в Вашингтоне – Джордждаунским:
"Шпион с туристическим саквояжем
В купе вошел молодой худощавый человек в очках. Его сразу можно было принять за иностранца, но он хорошо говорил по-русски. Как всегда, в дороге быстро и непринужденно завязалось знакомство. Соседом оказался Николай Васильевич Денисов, работник Львовского статистического управления. Представился и человек в очках. Его зовут Чарльз, он американский турист, совершает путешествие по Советской стране. Побывал уже в Ужгороде, во Львове, несколько дней проведет в Киеве...
Ну, что ж , приятно вам путешествовать. И Львов красив, и в Киеве есть что посмотреть. Но оказалось, что во Львове с ним приключилась неприятность — он утерял бумажник с деньгами.
Что поделаешь, всякое бывает, но не голодать же соседу всю дорогу до Киева, и Денисов угощает американца завтраком, потом вместе обедали,— одним словом, как мог, помог человеку, случайно попавшему в беду.
Много зарубежных гостей, в том числе и из США, приезжает к нам. Мы рады, что они хотят увидеть своими глазами наши города, познакомиться с нашими людьми. Лишь в июле у нас побывало из капиталистических стран 14.751 турист; из них 3.400 американцев. Только на днях в Ленинграде и Москве гостили 330 американских туристов, прибывших на пароходе "Аргентина" судоходной компании "Мур Маккормак". Ожидается приезд других групп американских туристов. Милости просим, добрые гости!
Но только не такие, как Чарльз. Он —недобрый гость!
...Когда поезд приближался к станции или следовал мимо крупных промышленных объектов, Чарльз под любым предлогом старался улизнуть из купе. Часто он запирался в туалетной комнате. Денисова такое поведение соседа несколько удивило. Выйдя как-то следом за Чарльзом в тамбур, он застал его фотографирующим станцию. Денисов насторожился и стал наблюдать, что будет дальше, и вскоре заметил, как тот фотографировал заводы, подвижные составы, грузы на платформах. А на перегоне Фастов —Киев "гость", стоя у окна и увидев железнодорожную ветку, тотчас же зарисовал схему ее расположения в своем блокноте.
Перед самым прибытием поезда в Киев Чарльз пытался "подарить" Денисову две антисоветские книжонки.
Сообщая обо всех этих приключениях с американским "туристом" в вагоне семь поезда девять, следовавшего из Львова в Киев, Николай Васильевич Денисов пишет в управление милиции города Киева: "Я глубоко возмущен наглыми выходками американского туриста-шпиона. Используя гостеприимство и доброжелательство советского народа, он совершал грязные дела...".
Нашим читателям уже ясно из предыдущего номера "Известий", что за птица этот Чарльз, как он назвался при знакомстве с Денисовым. Американец Роберт Гарольд Кристнер, приехавший к нам в качестве туриста, с первого же дня приезда в СССР начал старательно собирать сведения разведывательного характера. Аспирант Джорждаунского колледжа в Вашингтоне, историк по профессии, занимался в наших городах совсем не тем, чем велит его наука.
Из Киева Кристнер проследовал в Симферополь; дальше —Ялта, Сочи, Баку, Сталинград... (Кстати, заметим, что в Ялте ему передали утерянный им бумажник с деньгами). Если по дороге в Киев его интересовало, как выглядят промышленные объекты, то в Баку Роберт Гарольд усиленно фотографировал военные корабли в бухте. Записи, записи, записи в маленьких листочках дорожного блокнота...
Вот они передо мной, эти разведывательные записи, проявленная фотопленка из 28 кадров. Мне показали несколько бакинских отпечатков. На одном —общий вид военно-морского объекта. Когда эту фотографию показали Кристнеру и спросили, почему снимал недозволенное,—ведь знал, что такое фотографировать запрещено,— "историк" ответил:
"Этот снимок сделан случайно. Я не знаю, как и когда и каким образом затвор фотоаппарата случайно сработал".
Вот так объяснил! "Каким-то образом случайно сработал". А снимок-то получился четкий, резкий, в точном фокусе и снято именно то, что нужно для разведки.
На втором и третьем снимках—крупным планом военные корабли. И снова объяснение: "Снимок сделан случайно, затвор фотоаппарата каким-то образом сработал...".
—Ну, а компас зачем вам понадобился?
—Боялся заблудиться,—отвечает Кристнер.
Это в городе-то! К тому же, при хорошем знании русского языка?
Рядом с блокнотом —разрозненные листочки с разведывательными записями. На одном листке —схема участка железной дороги с указанием километража и направления. На другом —несколько слов: «ТАНК. ВОЕННЫЙ ГРУЗОВИК». И потом еще запись: «ЗАПРАВЛЯЕТСЯ ГОРЮЧИМ ИЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЦИСТЕРНЫ НА НЕБОЛЬШОЙ СТАНЦИИ". Все это обусловлено временем: 12 часов 45 минут; 12 часов 50 минут. И еще одна запись: " У ФУНДУКЛЕЕВКИ ВИДЕН СКЛАД С ГОРЮЧИМ В ЛЕСУ, БЕЗ ДЕРЕВЯННОГО ЗАБОРА. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ВЕТКА ОТХОДИТ ТОЛЬКО ВПРАВО". Рядом схемы отдельных участков местности с указанием мостов, радиоантенн, линий высоковольтных передач. Какое отношение подобные записи имеют к исторической науке?!
Эти листки с разведывательными записями Кристнер тайно хранил в  специальном нательном кожаном поясе с двумя кармашками, с замком-молнией.
Ничего не помогло Кристнеру, уроженцу Техаса, аспиранту вашингтонского колледжа: ни специальное изучение русского языка в военной школе, ни грязные антисоветские книжонки, ни потайные нательные пояса, ни "испорченные затворы". Шпион попался с поличным.
Посольству США в Москве было сделано соответствующее представление о недопустимости использования туризма в разведывательных целях. И в тот же день Роберт Кристнер был выдворен из нашей страны.
Государственный департамент США поспешил опровергнуть сообщение о том, что Кристнер под маской туриста занимался в Советском Союзе разведывательной деятельностью. Опровержение, как это уже стало правилом для Вашингтона, голословное и ни на чем не основанное. Но недаром говорят: поспешишь —людей насмешишь. И еще: против фактов не пойдешь!
Случай с Робертом Кристнером не единичен. Это не первая, к сожалению, попытка американских разведывательных органов использовать туристов, едущих из США в Советский Союз, для враждебной деятельности в нашей стране.
А настоящих туристов —милости просим, откуда бы они ни прибыли в нашу страну. Гостей добрых, людей без злых намерений мы, как и раньше, ждем, перед ними всегда широко открыты двери в наш дом.
В. Китаин".
("Известия", 1960, № 192 (12  августа, московский вечерний выпуск), с. 3).

Комментариев нет:

Отправить комментарий