"…Целый мир для меня одинаков:
Знаю я, чем могуч и чем слаб мой народ,
Знаю смысл незначительных знаков…"
Знаю смысл незначительных знаков…"
70 лет назад в СССР
безродные космополиты вовсю издевались над принципом партийности и чувством
советского патриотизма:
"Е. Ковальчик
Безродные космополиты
Статьи нашей партийной
печати о театральной критике – новое проявление постоянной заботы партии о
судьбах советского искусства и литературы.
Вредоносной
деятельности антипатриотической группы театральных критиков дана исчерпывающая
политическая оценка. Теперь стали ясны многие циничные уловки этих критиков, их
тактика и приемы и тот вред, который наносили они, стремясь сбить драматургов и
театры с партийных позиций в искусстве.
Антипатриотические
тенденции заметно проявились не только в театральной, но и в литературной
критике.
Своеобразным "лидером"
группы антипатриотических литературных критиков явился Л. Субоцкий, бывший
секретарь правления Союза писателей. Это он выдвинул обвинение наших передовых
писателей в "квасном патриотизме", обвинение, представляющее собой
вреднейшую выдумку космополитов, рассчитанную на то, чтобы ослабить удар по
космополитизму. "Литературная газета" в свое время разоблачила целый
ряд буржуазно-космополитических выступлений Л. Субоцкого в печати. Один из его "последователей"
– критик Б. Дайреджиев в статье для сборника "Памяти Белинского"
также доказывал, что в современной советской литературе существует, якобы,
опасность "квасного патриотизма".
Издание сборника "Памяти
Белинского" – высоко ответственное дело. Но редактор сборника –
критик-космополит Ф. Левин при подготовке его к печати одобрил целый ряд
космополитических, эстетских статеек.
Ф. Левин давно
известен своей гнилой позицией в критике. За последнее время он особенно усилил
свою подрывную деятельность. Работая в аппарате Союза писателей (комиссия по
критике), Ф. Левин получал критиков, играл роль "ментора". Вот пример
его диверсионной "работы". В декабре 1947 года, выступая на
конференции критиков, прибывших из областей, Ф. Левин ставил в пример
собравшимся... Юзовского и Гурвича. Он не скупился на похвалы по адресу этих
эстетов, у которых-де "ярко выраженное лицо", и "их статьи можно
узнать без подписи". Он восхвалял "особое изящество фраз" этих
критиков, "особое остроумие, с которым излагаются мысли". Ф. Левин
явился ревностным защитником легенды – вздорной и лживой – об особом праве этих
наглых эстетов быть единственными судьями нашего искусства! Левин третировал
партийную литературную критику, как якобы лишь агитационную и серую.
Формалистско-эстетскую
позицию занимает критик Д. Данин, который настойчиво стремится заглушить,
истоптать все новое, передовое в нашей поэзии. В программной для него статье "...Страсть,
борьба, действие!" ("Новый мир" № 10, 1948) эстет и космополит
Данин выступил апологетом "драматизма" для того лишь, чтобы привить
нашим поэтам декадентские стремления к ущербности, надрывности.
Глубокое возмущение
вызывает циничная, наглая деятельность Б. Яковлева (Хольцмана), который пытался
протащить на страницы "Нового мира" вредную, антипартийную статью. Б.
Хольцман клевещет в ней на все достижения нашей литературы. Под маской заботы о
судьбах советского искусства, изрекая то и дело фразы: "долг советских
писателей", "советская литература должна...", этот "критик"
тщится доказать, что у нас нет литературы, стремится опровергнуть ту высокую
оценку состояния советской литературы, которая дана была товарищем В. М.
Молотовым в докладе о 31-й годовщине Великой Октябрьской социалистической
революции. Ликвидаторские позиции Яковлева (Хольцмана) совпадают с позициями давно
разоблаченных сторонников "литературы факта", формалистов и эстетов.
Так, например, он обвиняет советскую литературу в том, что она "ничего не
рассказала о сотнях тысяч советских работников". Этим самым он игнорирует
могучий метод социалистического реализма, его свойство глубоко обобщать и
типизировать. Б. Хольцман широко использует заезженный прием обвинения
советской литературы в "трафаретности", "штампованности",
отсутствия "острых конфликтов", стремясь дискредитировать нашу
литературу.
Там, где нет настоящей
идейной требовательности, где царит аполитичность, там неизбежно проступают
самые дикие, отвратительные явления космополитизма. Примером может служить
проект словника 2-го издания Большой Советской Энциклопедии, разосланный
на-днях для обсуждения.
Составители словника
по разделу "Литература народов СССР"допустили вопиющие ошибки,
которые не могут вызвать глубокого возмущения. В этом словнике отсутствуют
имена поэтов революции 1905 г. – Евг. Тарасова, Радина, нет Нечаева и других
рабочих поэтов, зато широко представлены эмигранты – ярые враги Октябрьской
революции – Мережковский, Гиппиус, Аверченко и даже матерый контрреволюционер
Б. Савинков. В силу странной "объективности"
авторы словника намереваются пропагандировать этих подонков литературы и
предлагать читателю весь этот набор продажных изменников Родины, врагов
советского народа. Авторы словника не забыли упомянуть в списке критиков и
литературоведов оголтелого реакционера Айхенвальда. Странная аполитичность
заставила авторов словника припомнить всех этих врагов революции от
Мережковского и Савинкова до Тэффи, предоставить им место в энциклопедии за
счет имен писателей, дорогих памяти народа.
Космополитические, объективистские
взгляды авторов этого словника особенно проявились в том, как они рассматривают
еврейскую литературу и какие имена включили в этот раздел. Авторы дали весьма
"любопытное" примечание: "Этот словник охватывает всю
еврейскую литературу". Современная еврейская литература в словнике
занимает такое же место, как узбекская, казахская и грузинская, вместе взятые.
Авторы словника
издеваются над принципом партийности, над чувством советского патриотизма. Они
берут "всю еврейскую литературу" без различия стран, государственных
систем, вытаскивают космополитическую, буржуазно-националистическую идейку,
играющую на руку врагам нашей Родины, о существовании якобы
"общемировой" еврейской литературы. В их списке советские писатели
стоят в одном ряду с прожженными современными бизнесменами Америки, Палестины и
других стран. Нельзя называть "эту концепцию" иначе, чем лакейской
угодливостью по отношению к враждебным нам буржуазно-националистическим теориям.
Для того, чтобы наша
литература и критики могла успешно развиваться, надо до конца разоблачить все
проявления буржуазного космополитизма, эстетства, формализма.
Советская литература в
лучших своих произведениях раскрывает животворную силу советского патриотизма, трудовые
подвиги нашего народа. Подлинно партийная, глубоко принципиальная критика,
исходящая из интересов советского народа, должна помочь нашей литературе в ее
движении вперед".
("Литературная
газета", 1949, № 13 (12, февраль), с. 3).
Комментариев нет:
Отправить комментарий