среда, 31 октября 2018 г.

"Орешник тебя отрешает от дня…"

"…И мшистые солнца ложатся с опушки
То решкой на плотное тленье пня,
То мутно-зеленым орлом на лягушку".


60 лет назад в СССР раздавались призывы беречь идейную чистоту советской литературы:
"Гнев и возмущение
Советские люди осуждают действия Б. Пастернака
                                                              ***
Вчера состоялось многолюдное собрание писателей Москвы, обсудившее постановление президиума правления Союза писателей СССР, бюро Оргкомитета Союза писателей РСФСР и президиума правления Московского отделения Союза писателей "О действиях члена Союза писателей СССР Б. Л. Пастернака, не совместимых со званием советского писателя". После вступительного слова С. С. Смирнова развернулись прения, в которых приняли участие Л. Ошанин, К. Зелинский, В. Герасимова, В. Перцов, А. Безыменский, А. Софронов, С. Антонов, Б. Слуцкий, Г. Николаева, В. Солоухин, С. Баруздин, Л. Мартынов, Б. Полевой.
Все ораторы единодушно отметили, что своим антисоветским, клеветническим произведением, своим предательским антипатриотическим поведением Б. Пастернак поставил себя вне советской литературы и советского общества, и одобрили решение об исключении его из числа членов Союза писателей СССР.
С чувством презрения и негодования говорили выступавшие о том, что пасквильный роман "Доктор Живаго" принят на вооружение международной реакцией, а его автор, поправ лучшие традиции классической русской литературы – гуманизм, народность, гражданственность, стал на защиту грязных интересов инициаторов "холодной войны".
Участники заседания призывали беречь идейную чистоту советской литературы, укреплять связи нашего искусства с жизнью народа, еще теснее сплотиться вокруг Коммунистической партии.
Собрание единогласно приняло резолюцию.
                                                              ***
Правильное решение
Только один наш колхоз продал государству в этом году 1 250 тысяч пудов хлеба и 200 тысяч пудов маслосемян. Лишь за 9 месяцев от каждой коровы мы надоили по 2 070 литров молока. Со всей площади зерновых колосовых в 17 тысяч гектаров собрано в среднем по 24 центнера с гектара. Доход артели от животноводства уже достиг 41 миллиона рублей…
Иному эти цифры могут показаться скучными, а для нас они звучат, как замечательная симфония. В них заключены небывалые в истории нашего села победы тружеников полей и животноводов, наших агрономов, зоотехников, инженеров, механиков, ветеринарных работников, нашей сельской интеллигенции, которая воспитана Коммунистической партией и служит верой и правдой своему народу, своей любимой Отчизне.
И вот в эти дни до нас дошла весть о том, что Пастернак в своей книге оболгал нашу страну, наш народ, первым в истории построивший новое, социалистическое общество. Мы любим нашу литературу, любим своих писателей, гордимся их успехами. И поэтому с радостью встретили сообщение о том, что Пастернак лишен высокого звания советского литератора и исключен из числа членов Союза писателей СССР.
Г. Ситало,
председатель колхоза имени Ленина
Село Гуляй-Борисовка, Мечетинского района, Ростовской области.
                                                              ***
Лягушка в болоте…
Что за оказия? Газеты пишут про какого-то Пастернака. Будто бы есть такой писатель. Ничего о нем я до сих пор не знал, никогда его книг не читал. А я люблю нашу литературу - и классическую, и советскую. Люблю Александра Фадеева, люблю Николая Островского. Их произведения делают нас сильными и благородными. С детства читаю и люблю Михаила Шолохова.
Много у нас хороших писателей. Это наши друзья и учителя.
А кто такой Пастернак? По цитатам из его произведений видно, что Октябрьская революция ему не по душе. Так это же не писатель, а белогвардеец. Мы-то, советские люди, твердо знаем, что после Октябрьской революции воспрянул род людской.
Мой отец, знатный животновод совхоза № 18, Ростовской области, не был призван в Отечественную войну, - броню имел. А как нажали гитлеровцы, он ушел добровольцем на фронт. Нам, детям, он сказал: надо защищать Октябрьские завоевания, без них мы никто и ничто.
Я ещё был мальчишкой, а хорошо понимал это. С войны отец вернулся домой тяжело раненный. Но ведь не зря пролил кровь, а за свое родное дело. Мы, три брата, работали механизаторами в совхозе. Потом я поехал строить Сталинградскую электростанцию. Шесть лет тружусь я старшим машинистом на кране-экскаваторе № 681. Мы достраиваем великое сооружение на Волге. Я работаю на перекрытии русла. Вот ночью была буря, много наделала бед. Трудная была ночь. Сегодня все исправлено.
А какая там буря в луже у Пастернака? Как у лягушки в болоте. Бывает, такое болотце вместе с лягушкой мой ковш зачерпнет да выкинет. Допустим, лягушка недовольна, и она квакает. А мне, строителю, слушать ее некогда. Мы делом заняты.
Нет, я не читал Пастернака. Но знаю: в литературе без лягушек лучше.
Филипп Васильцов,
старший машинист экскаватора.
Сталинград
".
"Литературная газета", 1958, № 131 (1, ноябрь), с. 3).

Комментариев нет:

Отправить комментарий