четверг, 11 октября 2018 г.

"Конфетки-бараночки..."

"словно лебеди саночки... "


50 лет назад трубы многих советских заводов не дымили, а дымились:
"Такие вот пряники
Заметки о качестве товаров народного потребления
Задымились трубы Железногорского хлебозавода и мясоперерабатывающего завода, оснащенных по последнему слову техники. Появились в продаже батоны, калачи, сдоба, колбасы и окорока. Радовались люди всем этим приятным сюрпризам, но вскоре стали замечать: батоны, калачи и сайки купить можно почему-то лишь рано утром.
По-разному отвечали хлебопеки на вопросы озадаченных покупателей. На первых порах все грехи относили за счет организационных неурядиц. Потом ссылались на недостаток кадров. А в последнее время лишь плечами пожимают.
Давайте разберемся, в чем же причина? Железногорский хлебозавод работает вполсилы и "жмет" в основном на традиционные "кирпичики". Возьмем, к примеру, первый квартал этого года. В январе, феврале и в марте этому заводу запланировано было выпечь несколько тонн булочных изделий пятнадцати наименований. А на деле выпускали пять – восемь, да и то не все сразу, а по очереди – неделю одно, потом другое.
Спросите: почему? Попробовали было руководители завода сослаться на нехватку сортовой муки, яиц, жиров, но местный орс может всегда дать и то, и другое, и третье. Больше виновата нерасторопность самих руководителей предприятия. Например, уже около года стоит здесь агрегат по производству баранок, а монтировать его и не думают. Не спрашивайте опять же, почему. Уж очень неутешительный ответ даст вам директор Валентина Иннокентьевна Хвостова.
- Баранки нам невыгодны!
Ну, а то, что покупатели их ждут и местный орс вынужден возить баранки из Алтайского края, Хвостову не беспокоит. Ничуть не больше порядка и на Железногорском молокозаводе. Есть у этого предприятия филиал в Нижнеилимске. Он должен снабжать завод молоком, но молоко там даже в лютые морозы скисает, и вынуждены сметану и сливки возить в Железногорск из Тайшета. На головном заводе из-за перебоев в подаче пара и нехватки холода возникает множество неувязок с пастеризацией молока. На этом заводе последнее время сменилось руководство, прибыли молодые специалисты-технологи, но без серьезной помощи управления молочной промышленности укоренившиеся там порядки изжить трудно.
Не счесть проверок, рекомендаций, производственных совещаний и индивидуальных бесед с руководителями ИТР и мастерами Братского мясокомбината. И все на одну и ту же тему: о необходимости упорядочения технологии производства, усилении контроля за качеством вырабатываемых и отгружаемых в торговлю мясных изделий. И все напрасно... Брак в торговлю идет беспрепятственно. При недавней проверке 14 тонн колбасных изделий и различных других мясотоваров было забраковано исключительно из-за дефектов, порожденных пренебрежительным отношением к технологии: плохо разделывают мясо, слабо набивают фарш, используют старый желтый шпиг.
Худо здесь с производственной санитарией.
А ведь это одно из наиболее совершенных мясоперерабатывающих предприятий. Здесь много специалистов, подготовленных именно для работы в этой области.
Как знаем, так и тачаем. Да, невольно возникает в памяти эта поговорка, когда на глаза попадает продукция Зиминского и Слюдянского комбинатов бытового обслуживания. Совсем недавно почти полностью забракованы были там рабочие костюмы и рукавицы, наволочки и много других швейных изделий, выполненных по индивидуальным заказам.
Казалось бы, чего проще шить наволочки. Так нет же, зиминцы это делают "по-своему". Во-первых, используют ткань, предназначенную для... карманов, и вместо двух строчек делают одну. Вместо четырех пар вязок пришивают три. Кое-как, со множеством производственных дефектов, шьют рукавицы-верхонки. Складки и рубцы их в первый же день работы способны натереть мозоли.
Неудовлетворительно выполняются и индивидуальные заказы. Подкладку к поясам зиминские швеи ставят из карманной ткани, а карманы – из шелковой саржи. К внутренним карманам пиджаков пришивают брючные пуговицы, а к брюкам – пиджачные. Петли в шерстяных костюмах обметывают хлопчатобумажными нитками. Надо сказать, что плохая продукция Зиминского и Слюдянского комбинатов бытового обслуживания – это постоянное явление, и причиной тому – безответственность конкретных исполнителей, мастеров, начальников участков и директоров тт. Калиновского и Желябовского.
Пряник, конфетка – само-собой с ними должно соседствовать слово – лакомство. Но мастера, руководители и инженерно-технические работники Нижнеудинской кондитерской фабрики и Зиминского горпищекомбината считают их всего лишь продуктом переработки сахара, муки, жиров и некоторых добавок. Причем, какой переработки! Порчи, скорее всего! Вот слипшиеся пряники. Разжевать их невозможно – просто куски теста. Карамель очень часто получается уродливой
формы, начинка вся наружу. Кто же виноват, и в чем причина?
Главное здесь – невыполнение требований технологических режимов, бесконтрольность. Двести тонн – столько предприятия выпускают в месяц пряников, печенья и конфет. Нетрудно представить, сколько неполноценного товара идет в торговлю, если госинспектора только при четырех проверках забраковали более 4 тонн пряников, печенья и карамели (двадцати наименований).
                                                    ***
Очень неутешительно выглядят почти все товары народного потребления, вырабатываемые на перечисленных предприятиях. Получается, так, что каждое восьмое изделие – брак, и каждый десятый килограмм продовольственных товаров – неудобоварим!
Понятно, что главная вина за появление в продаже нестандартной продукции лежит на коллективах предприятий, но не меньшая ответственность и на торговле, на тех дипломированных товароведах, которые сейчас работают в торговых организациях области. Уж очень немногие из них занимаются контролем качества поступающих в торговую сеть и реализуемых населению товаров.
В системе Братскгэсстроя, например, работает более 100 дипломированных товароведов, из них около 50 специалистов по продовольственным товарам, и тем не менее брак поступает на базы, в магазины и к покупателю.
Нередки, к сожалению, случаи, когда контроль за качеством товаров находится в зависимости от рыночной конъюнктуры. Вот и получается: если достаточно товаров в торговле – можно проверить их, даже, как говорят, "придраться" к некоторым, чтобы не затовариться. Ну, а если нехватка – тогда давай все подряд, и никто из торговых работников буквально слова не скажет.
Работники базы "Рособувьторг" собирались принять к реализации около 5 тысяч пар мужских сандалет, изготовленных фирмой "Ангара" с серьезными отступлениями от утвержденных образцов. На любые уступки готовы подчас пойти и специалисты базы "Росторгодежда", только бы побольше получить трикотажа с местной фабрики "Пролетарий".
Да, понятно, этих товаров не хватает. Но, очевидно, выход надо искать не в том, чтобы потакать бракоделам.
Нынче будет в основном завершен переход предприятий легкой и пищевой промышленности на новую систему планирования и экономического стимулирования. Одним из главных достижений этой важной экономической реформы должно быть значительное повышение качества товаров и постоянное расширение их ассортимента.
А. Дружинин,
начальник областного управления Государственной инспекции по качеству товаров в торговле".
("Восточно-Сибирская правда", 1968, № 240 (11, октябрь), с. 2).

Комментариев нет:

Отправить комментарий